СОВАНО:
/^^ййедующий МАДОУ №38
грации городского
-.1
Р.Ю.Валов
2022 г.
№
^
w ST
\ \
V
Х'А.Николаева
>>и н Ж 'Л - 2022 г.
^ f :7
---- rf.V'J /
*
*
I
JT
сии
олиции
FA.A. Завьялов
2022 г.
ПАСПОРТ
дорожной безопасности
муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 38»
2022 г.
Общие сведения
Му/шишгау?ьи0£ автономное дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
(Полное наименование образовательного учреждения)
Юридический адрес: 624800, Свердловская облаеть. город Сухой Лог,
пер. Буденного^ д. 1а
Фактический адрес:
624800, Свердловская область, город Сухой Лог, пер. Буденного, д. 1а;
624800, Свердловская облаеть, город Сухой Лог, пер. Буденного. д. 2а
624800, Свердловская облает&. город Сухой Лог, Ул. Октябрьски^ д. 6а
Руководители образовательного учреждения:
Заведующий (руководитель) Николаева Юлия Александровна (34373) 3-10-03
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
Заместитель заведующего по BMP Бондарь Кристина Валерьевна (34373)3-10-06
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
Гайдамака Сн еж ап а Ал ексеевн а, (34373} 3-17-08
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
Ответственные работники
муниципального органа
_____________________________________________________
образования
(должность)
(фамилия, имя, отчество)
(34373) 42377, (34373)43385
(телефон)
Ответственные от
Госавтоинспекции
инспектор по прошганде
(должность)
Смирнова Татьяна Николаевна, (34373)42580
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
Ответственные работники
за мероприятия по профилактике
детского травматизма заместитель заведующего по BMP МАЛ О У № 38
(должность)
Бондарь Кристина Валерьевна, (34373)3-10-06, Гайдамака Си ежан а Ал ексеевн а,
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
(фамилия, имя, отчество)
(34373) 3-17-08
Руководитель или ответственный
работник дорожно-эксплуатационной организации, осуществляющей содержание
улично-дорожной сети (УДС)*
директор МКП «Благоустройство -СЛ» Мамаев Олег Юрьевич,(34373)4-26-29
(фамилия, имя, отчество)
(телефон)
* Дорожно-эксплуатационные организации, осуществляющие содержание УДС и ТСОДД, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Гражданский кодекс Российской Федерации).
Количество воспитанников
375
Наличие уголка по БДД:
имеются уголки по БДДв группах (со 2-й младшей по подготовительна
(если имеется, указать место расположения)
Наличие класса по БДД:
имеются уголки в холлах ДОУ.
(если имеется, указать место расположения)
Наличие автогородка (площадки) по БДД:
имеется дорожная разметка на территории детского сада
Наличие автобуса в образовательном учреждении :
автобуса в МАЛ О У № 38 - нет
Режим работы образовательного учреждения:
с 07.00 до 19.00, кроме субботы и воскресенья и праздничных дней
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
телефоны:
Управление образования- (34373)43385, (34373)42377
ОГИБДД ОМВД - (343)42595
МЧС - 01, с сотлел. -112
Скорая помощь - (34373)45198 или 03
Дежурная часть ОВД- (34373)42787 или 02
СОДЕРЖАНИЕ
I. План-схемы образовательного учреждения МАДОУ № 38
1. Схема № 1. Район расположения МАДОУ № 38, пути движения транспортных
средств и детей (воспитанников).
2. Схема № 2. Организации дорожного движения в непосредственной близости от
МАДОУ № 38с размещением соответствующих технических средств организации
дорожного движения, маршрутов движения детей и расположения парковочных
мест.
3. Схема № 3. Маршруты движения организованных групп детей
от образовательного учреждения на экскурсии целевые прогулки.
4. Схема № 4. Пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки
и рекомендуемые безопасные пути передвижения детей по территории
МАДОУ № 38.
II.
Приложения.
Схема №1. Район расположения образовательного учреждения МАДОУ №38, пути
движения транспортных средств и детей (воспитанников).
МАДОУ № 38 (2 А )
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
< ------
Пути движения воспитанников и детей;
-Проезжая изгородь;
- изгородь;
-Жилые дома
Пути движение транспортных средств;
-тротуар;
р;
ГИС»
{г
QJ
и
я
С
С
Схема расположения МАДОУ № 38
г. Сухой Лог, ул. Октябрьская, 6А
ул. Артиллеристов (асфальтобетон)
Д .6А
ул. Октябрьская (асфальтобетон)
Автовокзал
^
МАДОУ № 38
Внутпикваптальный ппоезя fасфальтобетон'*
8
Условные обозначения:
Вход для пешеходов
♦*
♦
♦
®
Ворота
Ограждения вокруг образовательного учреждения
Наружное освещение
На схеме обозначены:
- территория МАДОУ № 38
- расположение жилых домов, зданий и сооружений вокруг
МАДОУ №38
- сеть автомобильных дорог;
- пути движения транспортных средств;
- наиболее частые пути движения родителей с детьми
в/из МАДОУ № 38
- опасные участки (места несанкционированных переходов
на подходах к МАДОУ № 38), где родителями с детьми пересекают проезжие части дорог не по
пешеходному переходу.
- уличные (наземные - нерегулируемые) пешеходные
переходы;
- названия улиц и нумерация домов.
Схема № 2. Организации дорожного движения в непосредственной близости
от МАДОУ № 38 с размещением соответствующих технических средств организации
дорожного движения, маршрутов движения детей и расположения парковочных мест
Л
А 1\
v
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
< ------
Пути движения воспитанников и детей;
-Проезжая изгородь;
"• - изгородь;
-Жилые дома
Пути движение транспортных средств;
J - парковка;
• - искусственное освещение;
Пояснения к схеме организации дорожного движения в непосредственной близости от
МАДОУ № 38
1. На схеме обозначены:
- Здание МАДОУ № 38 с указанием территории,
принадлежащей непосредственно образовательному учреждению с ограждением территории;
- автомобильные дороги и тротуары;
- уличные (наземные нерегулируемые) пешеходные переходы на подходах к
МАДОУ №38;
- дислокация существующих дорожных знаков и дорожной разметки;
- искусственные неровности на пути дорожного движения;
- направление движения транспортных средств по проезжей части;
- направление безопасного маршрута движения родителей с детьми .
2. На схеме указано расположение остановок маршрутных транспортных средств и
безопасные маршруты движения родителей
и их детей
от остановочного пункта к
образовательного учреждения и обратно.
3. На схеме обозначены стоянки около МАДОУ № 38 и безопасные маршруты движения
родителей с детьми от парковочных мест к образовательному учреждению и обратно.
Схема № 3 (3.1.) Маршрут движения организованных групп детей от МАДОУ № 38 к
детской библиотеке имени Гайдара (ул.Кирова, 16, г.Сухой Лог)
МАДОУ № 38 (2 А
Будённога
переулок
I ............. ..........
_______
___
улица Кирова
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
< ---- Пути движения воспитанников и детей;
................... -Проезжая изгородь;
•
• - изгородь;
Щ Щ
^
у
-Жилые
Пути движение транспортных средств;
I___ _______ I - парковка;
• - искусственное освещение;
л
А
л
ч
л:
737
л
л
S
и
0л
о.
ю
1
о
ч
>>
V
\/
Шп ш Ш
V
и
И
Ул. Кирова
ш
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
-Музыкальная школа;
->
Кристалл
путь движение;
- путь движения детей;
переулок Будённого
illli
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- Комплекс «Здоровье»;
-> -
путь движения детей;
к МОУ СОШ № 2 (ул. Победы № 4)
етрима
Про«уюы
Г
Вечный
0I»S.V
Уральский
дворик
(г. Сухой Лог, ул. Октябрьская, 14А)
Кедрмэ
Ханами
8C4tw
огонь.
Уральский
дворик
(г. Сухой Лог, ул. Октябрьская)
ДвМ
3fc
и
г*
'
/
I
■ ■
~ffik
~Ж
'- • W
- V-V:^F
JlF/*Я/
*' /
a& P
ф
\\
/
*
\
/ P <ГШ • 'i w хЛ
;Ш
ггъют
ту
Xmmmf,
де^ссад
*.мй
// "СерМ
ебгр44яное
*агшгш*
*/
p
f
I JC
О
т
V0
*4* Ч
•
,
Мепллмсксе
Р
'
11
'" ч *
з*
Р Я
ja
t
P r,
М
*-узы
Ш
*кoал
ftdьна* ,J
^С ухой.
л ^flor /
**4,
&а|Эр«жцио***зй
_i*ona
ш4 лГа
4
Маршрут движения организованных групп детей от образовательного учреждения
в музыкальную школу (г.Сухой Лог, ул. Кирова, 76),
во дворец культуры «Кристалл» (г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, 2)
Маршрут движения организованных групп детей от образовательного учреждения
до детской библиотеки им. Гайдара
(г. Сухой Лог, ул. Кирова, 16)
Кщ "
п
Ж
т»
го
«С
JLjfc
✓
J?
j a ^ Y < c :s c a f e s « О м
4*i* ^
'.Ши>с: у
б л м
с г ш
к а
и м
j§^f
.-
mi*
; ;' Г ^ » *
,
На схеме района расположения МАДОУ №38 указаны безопасные маршруты
движения детей от образовательного учреждения (к музыкальной школе, к
библиотеке, к почте, к д/к «Кристалл», к спортивному комплексу «Здоровье» и др.
Эти схемы используются воспитателями при организации движения групп
детей к местам проведения образовательной деятельности вне территории МАДОУ
№ 38.
Схема №4. Пути движения транспортных средств к местам разгрузки /погрузки,
рекомендуемые безопасные пути передвижение детей по территорииДОУ
г
.
о
ч
ю
о
3
4 *
-►
5
с
прачечная
ж
МАДОУ № 38 (2 А)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
-пищеблок;
” ►- путь движения разгрузки/ погрузки;
- прачечная;
- склад;
Пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки и
рекомендуемые безопасные пути передвижения детей по территории
образовательного учреждения
9
Условные обозначения:
Въезд - выезд
> Движение транспортных средств по территории
образовательного учреждения
|
Место погрузки - разгрузки
-► Движение детей и родителей по территории
образовательного учреждения
Опасная зона
Пояснения к схеме путей движения транспортных средств к местам
разгрузки/погрузки и разработанным безопасным путям передвижения детей
по территории образовательного учреждения
На схеме указана примерная траектория движения транспортных средств на
территории образовательного учреждения, в том числе места погрузки/разгрузки, а
также безопасный маршрут движения детей во время погрузочно-разгрузочных
работ.
II. Приложение к паспорту методических и нормативных
документов:
1. Памятка для администрации образовательного учреждения;
2. План мероприятий по
транспортного травматизма;
предупреждению
детского
дорожно-
3. Инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма;
4. Выписка из Правил дорожного движения Российской Федерации;
5. Консультация для родителей.
6.
Организационно-педагогические
условия,
эффективной организации педагогического процесса
способствующие
7. Организация занятий по обуче яю дошкольников безопасному
поведению на дорогах
8. Методика построения системы работы по изучению дошкольниками
пдд
9. Формы и методы обучения дошкольников ПДД
• Игра, как ведущий метод
поведению на дорогах.
обучения
детей
безопасному
• Методика подготовки занятий в игровой форме.
10. Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
ПАМЯТКА ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:
1. Работа с субъектами воспитательного процесса:
воспитателями,
педагогами дополнительного образования по оказанию им методической помощи в
проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил
дорожного движения.
2. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на
улице, организация работы кружка «Зеленый огонек» по разъяснению среди
дошкольников Правил поведения в общественных местах и предупреждению
нарушений Правил дорожного движения.
3. Создание и оборудование уголков по безопасности движения,
изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка
методических, дидактических материалов и пособий для занятий с
дошкольниками.
4. Создание специальных атрибутов для занятий в группе для практических
занятий по Правилам дорожного движения.
5. Включение в программу по дополнительному образованию работы
творческого объединения учащихся по изучению ПДД.
6. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения,
проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые
программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).
7. Пропаганда Правил дорожного движения через СМИ, видеофильмы,
участие в городских творческих конкурсах (рисунки, плакаты, совместные работы
детей и родителей, конспекты тематических уроков и занятий; методических
разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.). Оформление
методической копилки по организации и проведению месячника «Внимание,
дети!». Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с
инспектором ОГИБДД ОМВД- необходимое условие плодотворной работы по
изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
№
п/п
Мероприятие, форма проведения
Сроки
Ответственные
Сентябрь
Зам. зав. по BMP
Сентябрь
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Октябрь
Зам. зав. по BMP
Ноябрь
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Участники
творческой
группы
Зам. зав. по BMP,
участники
творческой
группы
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Работа с педагогами
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Выставка
и
обзор
литературы,
видеороликов,
методических
и
демонстрационных материалов по обучению
детей ПДД.
Организация
развивающей
предметно
пространственной среды в группе по
обучению детей
правилам дорожного
движения. Смотр-конкурс на лучший уголок
по ПДД в группе.
Консультация «Формы и методы обучения
детей поведению на улице».
Конкурс на лучшее дидактическое пособие
по воспитанию грамотного пешехода.
Создание
картотеки
презентаций,
видеороликов, шок-фильмов о безопасности
на дороге.
Мастер-класс по обучению детей ПДД
(обмен опытом).
Консультация
«Формирование
у
воспитанников ответственного отношения к
безопасности на дорогах и улицах города в
разные сезоны года».
Конкурс на лучшее наглядное пособие по
воспитанию грамотного пешехода.
Мониторинг работы в ДОУ по направлению
«Безопасность воспитанников на улицах
города».
Консультация «Предупреждение детского
дорожно-транспортного
травматизма
в
летний оздоровительный период».
Оборудование
кабинета
«Светофор»,
территории ДОУ для использования в
воспитательно-образовательном процессе с
воспитанниками.
Выявление затруднений
педагогов по
обучению детей ПДД.
Декабрь
Январь
Сентябрь,
декабрь, март,
июнь.
Март
Апрель
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Май
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Июнь-июль
Август
Зам. зав. по BMP,
участники
творческой
группы
Зам. зав. по BMP
Сентябрь
Воспитатели
Ежемесячно в
течение года
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Работа с родителями
1
Анкетирование
2
Консультации по воспитанию грамотного
пешехода «Взаимодействие родителей и
ДОУ»; «Основные правила поведения на
дороге»;
«Детское
удерживающее
устройство»;
«Световозвращающие
элементы на одежде» и другие.
родителей
по
вопросам
пдд.
3
4
Информирование по случаям ДТП с
участием
несовершеннолетних,
аналитическими
материалами
ГИБДД
ОМВД РФ по г.Сухой Лог о состоянии
детского
дорожно-транспортного
травматизма и гибели несовершеннолетних
в ДТП с помощью информационных стендов
в группах, холлах ДОУ, а также на
официальном сайте ДОУ.
Привлечение к участию в социальных
акциях, конкурсах по соблюдению Г1ДД.
В течение года
Зам. зав. по BMP,
воспитатели,
ответственный за
заполнение сайта
ДОУ
В течение года
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
Работа с детьми (Приложение2)
1
«Уроки
безопасности»
организация
образовательной деятельности по обучению
детей ПДД:
- «Знакомство с транспортом».
- «Знакомство со светофором».
- «Знакомство с улицей».
- «Дорога в школу».
- «Знакомство с дорожными знаками».
- «Помощники на дороге».
- «Осторожно: дорога!».
- «Пешеходные переходы».
- «Езда на велосипеде».
- «Это надо знать!».
«Правила
поведения
пассажиров
городского транспорта» и другие.
В течение года
Воспитатели
2
Участие в акциях - изготовление плакатов,
памяток,
листовок
для
родителей,
водителей.
Участие в конкурсах детского творчества на
разном уровне.
Октябрь,
апрель
Зам. зав. по BMP,
воспитатели
В течение года
1 раз в квартал
1 раз в месяц
Зам. зав. по BMP,
воспитатели,
педагог
дополнительного
образования
Воспитатели
Воспитатели
1 раз в квартал
Воспитатели
В течение года
В течение года
Воспитатели
Зам. зав. по BMP,
воспитатели,
педагог
дополнительного
образования
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
3
4
5
6
7
8
Проведение занятий в кабинете «Светофор».
Чтение
художественной
литературы
(Приложение 1).
Просмотр
обучающих
видеофильмов,
мультфильмов (Приложение 1).
Организация целевых прогулок по городу.
Участие в выставках рисунков, макетов.
9
Проведение развлечений, досугов; просмотр
кукольного спектакля.
В течение года
10
11
Викторина «Красный, желтый, зеленый».
Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
В течение года
В течение года
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
,
Правила изложенные в данной инструкции, предлагаются к
обязательному исполнению.
Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель
обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать
пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в
детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного
сотрудника.
•
• Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль
тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или
уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое
взрослых: один идет впереди, другой - сзади.
• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки
перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
• Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
• Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это
ближайший путь на противоположную сторону.
• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на
зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти
с тротуара необходимо пропустить машины .
• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу
транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не
успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю
остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это
следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями
детского возраста:
- Систематически (особенно в начале учебного года - осенью и весной) проводить
специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и
дорогах.
- Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу
без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами,
иллюстрациями.
- В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного
поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.
- Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями:
пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать
игровые приемы, действия детей с макетами улицы.
- Детей
старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками,
предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить
детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»,
запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»,
предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно
указательными:
«Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых
играх в группе, а в летнее время - на специально оборудованной площадке на
участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.
- Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные
ситуации на примерах, используя серию картинок.
- Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением
патрульной машины, вертолета, постов ДПС, организовывать сюжетно-ролевые
игры, отражающие их работу.
- Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные
виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный
транспорт - в зависимости от возраста детей).
- Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного
движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и
дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточкизадания и т. п.).
- В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам
дорожного движения.
- Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.
- Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению
нарушений правил дорожного движения.
• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы
со знанием преподать их детям.
Выписки из Правил дорожного движения
Российской Федерации
4. Обязанности пешеходов
4Л. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а
при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие
громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без
двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по
тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае
невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной
дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с
разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу
движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках
без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны
следовать по ходу движения транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток
или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при
себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость
этих предметов водителями транспортных средств.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
4.2.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается
только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не
более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны
должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время
суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди
- белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным
дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и
только в сопровождении взрослых.
5. Обязанности пассажиров
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями
безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле - быть в
застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только
после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она
может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет
безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
2. Общие обязанности водителей
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями
безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых
ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда
транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме
того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих
специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности).
При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить
пассажиров без застегнутого мотошлема.
21. Учебная езда
21.4. Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на
мотоцикле - не менее 14 лет.
22. Перевозка людей
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой
платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными
положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных
случаях.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в
соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с
кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом
с детьми должен находиться взрослый сопровождающий.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности
с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах,
оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием
специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту
ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней
безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на
переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных
детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье
мотоцикла.
24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов,
гужевых повозок, а также прогону животных
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном
сиденье, оборудованном надежными подножками;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине
за габариты, или груз, мешающий управлению;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать
налево
или разворачиваться
на дорогах с трамвайным
движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном
направлении.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и
мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с
велосипедом или мопедом.
Консультация для родителей.
Консультация для родителей.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
•
Неумение наблюдать.
•
Невнимательность, т
•
Недостаточный надзор взрослых :
При выходе из
щ
Если у по,
ребенка, нет ли
детва или растут деревья,
приближающегося
приостановит!
При |
1:
Придерживайтесь
Взрослый должен
части.
Если тротуар находите
должны держать ребенка за руку.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Не приучайте детей выходить напроезжую часть* коляски и санки везите только по
тротуару.
.
Ш
шм
Готовясь перейти дор
_
:
ШШШ:
I 1111111111111111
Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
у ребенка наблюдательность за дорогой.
айте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для
I, остановку для пропуска автомобилей.
. всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины,
зенком на краю тротуара.
Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту,
расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по
инерции.
При 1 «реходе проезжей
Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев
предварительно улицу.
Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный
автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за
началом движения транспорта.
Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так
как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта^
г ЛЩ
1
V't '.sv
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе
■ ■ В
. .
часть.
Подходите
:
посадки к две]
ть, выбежать на проезжую
:
.
' • ■•
'• ■■■ ■
'
,е полной остановки.
' ^ ' ■■
южет прищемщьдверями).
ш....
Не садитесь
Ьостановки - это опасное место (плохой
Приучите ре
!^ ш|И|м|мр|мюр
обзор дороги, п.
При ожидании транспорта
I
Щ\
Стойте только на
аре или обочине.
Яюдшаге поведения на улицах
Р екщ ен*
Навык переключения
|
J*?*
%£
направлениях.
остановитесь, осмотрите улицу в обоих
Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте,
выходите заблаговрршшр^ШйШ при спокойней ходьбе иметь запас времени.
Навый переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется
1^1
ежедневно п
'й'
•••
j
жителей.
Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными
предм
о скрывается опасность.
'У% Щу
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного
движения.
•
Не СП'
переходите дорогу размеренным шагом.
Выхода на приезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
Переходите дорогу толькр?1Местах* обозначенных дорожным знаком «Пешеходный
*
переход».
J f% iг
■
:
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок
может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это
типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
Организационно-педагогические условия, способствующие
эффективной организации педагогического процесса.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим
организации педагогического процесса относятся:
эффективной
1) создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к
безопасному поведению на дорогах;
2) специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного
движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и
в транспорте;
3) наличие необходимой учебно-методической
технического обеспечения учебного процесса;
базы
и
материально-
4) организацию учебного процесса в общем плане работы ДОУ;
5) постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при
организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку
дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников,
ГИБДД, детские сады района, города, спортивные секции, кружки и клубы
по месту жительства и т.д.);
6)создание в ДОУ кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее
оборудование.
Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному
поведению, на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих
принципов:
• непрерывности, систематичности и последовательности обучения;
• наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания;
• учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;
• сотрудничества детей в процессе обучения.
При этом воспитатель должен знать:
1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное
значение для безопасного передвижения по дороге;
2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;
3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с
незнанием собственных возможностей;
4) понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на
дороге;
5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на
дороге;
6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на
дороге;
7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на
дорогах и за городом;
8) наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с
незнанием психологии водителей;
9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма;
10)
факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД;
11)
методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их
специфику;
12)
учебные, наглядные и методические пособия, 13) ситуационные и
другие практико-ориентированные методы обучения;
13)
основные причины нарушения ПДД детьми;
14)
типичные ошибки детей на дороге,
15)
основные места и время дорожно-транспортных происшествий с
детьми;
16)
особенности дорожной обстановки в зависимости от времени
года и суток.
надземный
пешеходный
переход,
дорожная
разметка
"зебра",
опасность,
безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));
• познакомить с основными видами транспортных средств;
• определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне
проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;
• проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное
учреждение;
• разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к
несчастным случаям и наездам на пешеходов;
• рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями
и освещением;
• научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг,
осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на
велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
• обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе
из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за
препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не
играть возле проезжей части дороги.
Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной
тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной
группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении.
Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития,
занятия нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники,
входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или,
наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с
учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует
работу с их родителями.
• Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические
технологии:
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных
тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
• интерактивный опрос;
• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил
дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно
эффективно
применение
интерактивного
метода
обучения,
направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода
воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и
пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях,
сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать
наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные
условия.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь
определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать
обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно
наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли
ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей
наглядности).
На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет
их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При
изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как
запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.
Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся
различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький):
легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно
объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со
знакомыми им игрушечными.
На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных
ситуаций. Наилучший способ - подталкивать дошкольников к играм с машинками,
в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль
развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).
Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их
определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху,
внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое
светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать
взрослого за руку.
Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования
в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке,
дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение
ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также
воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее
пределы нельзя.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о
транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель
показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности:
тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно
переходить проезжую часть.
На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения.
Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую
угрозу в дорожной среде.
На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной
ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе,
трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель
ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице
являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной
лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты,
где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные
указания по поведению рядом с проезжей частью.
Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах
безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за
происходящим в дорожной среде.
В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного
движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно
ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей.
Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются
родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с
основными понятиями дорожного "словаря".
На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать
внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других
пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами
рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их
действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала)
нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и
малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение
транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и
легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом.
Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не
видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с
большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не
видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате
происходят наезды.
Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в
которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к
территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может
рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные,
пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта,
наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного
движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и
дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах
безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание
дошкольниками опасных и безопасных действий.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь
они - будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно
переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними
продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания,
восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к
восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они
должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и
пассажира, предвидеть опасность на улице.
Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать
дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора,
услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля,
и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.
Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах
кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может
выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их
познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по
изучению правил безопасного поведения на улице.
Принципы воспитания и обучения
• единство;
• наглядность;
• постепенность;
• доступность и др.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
• "Дорога в дошкольное учреждение".
• "Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
• "Предвидение опасности на улицах".
• "Виды транспортных средств".
• "Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
• "Нахождение на улице со взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".
• "Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
• "Виды и сигналы светофоров".
• «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный - "зебра")».
• "Дорожные знаки для пешеходов".
• "Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся
транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты
автомобилей".
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
• дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три ярких
признака предметов;
• дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;
• дети из старшей группы запоминают не больше пяти-шести признаков предмета.
Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение
предмета.
При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю
рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3
до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки
безопасного поведения на улице.
Методика построения системы работы по изучению дошкольниками
правил дорожного движения.
Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и
навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот
учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий
специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Эта система обучения должна решать следующие задачи:
• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и
предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только
правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в
транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного
движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной
системой города:
• Ребенок - пешеход;
• Ребенок - пассажир городского транспорта;
• Ребенок - водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки,
ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить
планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды
деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через
продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за
пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во
все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению
распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед
переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей
части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать
ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия
(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного
средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или
сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть
детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со
всевозможными нарушениями).
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо
подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может
определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки,
которые ему интересны.
2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка
намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5
метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне.
Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит
только то, что находится напротив.
3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная.
Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок
не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он
реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся
машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на
это нужно лишь четверть секунды.
4. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетием
возрасте.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не
обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при
проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных
символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета.
Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют
сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а
зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а
затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» воспитатель
поясняет, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелёный повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка
осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал
светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами
транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными
транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята
рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом
во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные
«габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое
транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который
может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации,
наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге
(транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе
практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору
предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель
знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии
закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в
общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети
знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по
тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети
должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего
следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном
переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края
проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево,
а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию
слева, а с середины дороги - справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических
занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это
сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть,
тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному
переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть
проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что
транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги
контролировать ситуацию слева, а с середины дороги —справа. Все действия детей
должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном
переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие
представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение
жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как
прививка от оспы, только на уровне психики.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно
определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той
ил иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами:
грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из
каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета.
Следовательно, в игровом уголке должны быть
• Набор транспортных средств
• Иллюстрации с изображением транспортных средств
• Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки
разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного
вида транспорта и т.д.)
• Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в
гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию
транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном
транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета,
знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам,
имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы,
следует добавить:
• Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут
пассажиры», «Найти такую же картинку».
• Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и
проезжая часть
• Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его
назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того,
дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал
светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время
горит красный - запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал
для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает
красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен
быть:
• Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
• Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
• На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в
этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как
«Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности
дорожного движения должны появиться:
• Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные
логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки
безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот
макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
• Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие
дорожные знаки, как: информационно-указательные - «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса»;
предупреждающие знаки -
«Дети»;
запрещающие знаки -
«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки —«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки
приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса - «Больница»,
«Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для
работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых
игр.
• Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался
знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
• Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика.
Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая
игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на
дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах
дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более
усложняется:
• Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать
импровизированный телевизор, или компьютер)
• Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по
ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф - для моделирования ситуаций на
дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Уголок может быть оформлен так:
1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества
помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения
отдельной информации
3. Книжка-раскладушка
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется
использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
• «Цена спешки - жизнь вашего ребёнка»
• «Внимание - мы ваши дети!»
• «Ребёнок имеет право жить!»
• «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного
движения, уголок для родителей должен содержать:
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению
на дороге.
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся
знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с
родителями
Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения —
это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые
получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.
Формы и методы обучения дошкольников ПДЦ.
Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на
дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения,
способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память,
воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный
опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит
творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций.
Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они
призваны изменить» (М.Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический
подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении
ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой
деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального
дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их
поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций,
общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных
ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно
образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в
учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он
упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и
организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание
условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебновоспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на
дорогах в дошкольных учреждениях.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям:
1) объем учебного материала в игровой ситуации;
2) учебно-воспитательные цели;
3) виды деятельности детей;
4) - формы организации игры;
5) - предмет моделируемой ситуации.
Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.
I. По объему используемого учебного материала:
- тематическая игра - реализуется содержание одной изучаемой темы;
- комплексная - содержание игры охватывает учебный материал двух или более
тем.
II. По учебно-познавательным целям:
- диагностическая - ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;
- обучающая —усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;
- развивающая - развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции,
ориентировки на местности, внимательности и т.д.).
III. По виду познавательной и практической деятельности детей:
- творческая - в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной
ситуации;
- алгоритмическая - задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе
наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;
- комбинированная - дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного
этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.
IV. По форме организации игры:
- индивидуальная - каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем)
определенную дорожную ситуацию;
- групповая - дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе
проводится вся игра или ее часть;
- фронтальная - все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и
стремятся к единой цели игры.
V. По предмету моделируемой ситуации:
- межличностная - моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях
дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;
- ролевая - ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия
выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.).
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения
является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного
поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко
представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам
должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо,
обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике
различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают
различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем
начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо
ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее
использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному
поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной
ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое
пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию,
описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым
в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового
пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться
дети во время игры.
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с
жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом,
транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами
дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и
двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т.д .
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них
закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с
перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о
правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением
транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о
работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на
улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их
начертанием.
Закрепляется
правильное
употребление
пространственной
терминологии (слева —справа, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом, навстречу,
на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны
научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно
реагировать на них.
Согласовано
Согласовано
Начальник ОГИБДД ОМВД
Начальник у г и б д д г у м в д
Россш, „о Свердловской облвсти
ПОЛКОВНИК
«
Р о с с и и nQ г о р о д у C y x o g Д о г
полиции
Ю.А. Д ем и н ^ ____
ПОДПОЛКОВНИК ПОЛИЦИИ
» _________ 2013 года
____________ В .В .Владимиров
«___» _________ 2013 года
Разрешение на перевозку детей
1. На движение автобуса перевозящего
детей_____________
(марка, модель, гос. ном. знак)
2. По
маршруту_
(наименование населенных пунктов через которые проходит маршрут)
3. Общая вместимость автобуса
(предусмотрена заводом- изготовителем т.с.)
4. Количество перевозимых детей, согласно заявке
5. Транспортное средство выделенное для
сопровождения____________________________________________
(марка, модель, гос. ном. знак).
6. Наименование, адрес, телефон организации перевозящей детей
7. Движение разрешается
(дата поездки)
с ___часов д о ____ часов со скоростью не более 60 км/час.
8. Время в
пути_____________________________________________________________________
(время движения т.с. в пути)
9. Особые условия движения ближний свет фар, установка знаков «дети», дождь,
гололед, туман.
10. С основными положениями и требованиями Инструкции №1-РТИ по перевозке
детей ознакомлен:
Ф.И.О.,тел._______________________________________________________________
11. Лица, сопровождающие автобус (старшие автобуса) с инструкцией №2 РТИ
ознакомлены:
Ф.И.О.
___________________________
Ф.И.О.___________________________________________________________________
12. Транспортное средство осмотрено представителем организации, ответственным
за перевозку и признано соответствующим требованиям Правил дорожного
движения:
Государственный инспектор
ДИиОД ОГИБДД ОМВД
России по городу Сухой Лог
ст. лейтенант полиции
Э.Ю. Шилкин
«___» _____ __ 201__ года
Ст. государственный Инспектор БДД
ОГИБДД ОМВД России по городу Сухой Лог
Прапорщикполиции
В.П. Коньков
« »
201__года