Учитель-логопед. Дефектолог

Уважаемые родители!

12.06.2023

      В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития.  Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

      В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

      Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу. 

     Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

     Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Один год до школы. Речевая готовность.

18.10.2022

Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе  вопрос: "Умеет ли он говорить?" - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься... Ведь ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд...

консультация логопеда(1).docx (скачать)
речевая готовность к школе.pdf (скачать) (посмотреть)
Зачем логопед задаёт домашние задания.pdf (скачать) (посмотреть)

Влияние правильного дыхания на развитие речи

12.12.2022

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всегос развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

Перед началом дыхательной гимнастики вытерети пыль в помещении, проветрите его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользуетесь им.

  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).

Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

  • Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Цветочный магазин.Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

Буль-булькиВозьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

Расти, пена! Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков!

День рождения!Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя.

Перышко,лети! Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

ОдуванчикВетер дул на одуванчик — Разлетелся сарафанчик.Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Катись, карандаш! Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

ФокусСделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Дудочка Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Загони мячВытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

Сдуй снежинкуСнег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись как снежок.Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Кораблик1 вариант.По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот.А теперь ты выдыхай И кораблик опускай.Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».2 вариант.Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Летите, птички! Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну разноцветную птичку, сложенные из бумаги (оригами). Взрослый предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка!

Уточки. На невысокий стол поставьте таз с водой. Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Мыльные пузыриВзял соломку Игорёк, Надул мыльный пузырёк.Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Надуй игрушку! Взрослый дает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

Бумажный флажок Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите ребенку, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами). - Давай превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер – вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

Воздушный шарик Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Консультация для родителей «ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ ЛЕТОМ».

12.06.2023

Для сайта консультация.docx (скачать)

Дидактические игры для дошкольников на тему “Ориентация во времени и пространстве”

20.10.2022

Ориентация во времени и пространстве.pdf (скачать) (посмотреть)

Фестиваль чтецов

16.08.2022

Воспитанники группы №15: Кузеванова Есения, Маракова Ульяна, Багаева Дарья и воспитанники группы №14: Каменская Екатерина, Бубенщикова Ульяна, приняли участие в фестивале чтецов «Литературная гостиная », в рамках празднования Дня города. Под руководством учителя – логопеда Олфиренко П.И. и педагога – психолога Миллер Е.А.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 2 до 3 лет

06.06.2023

Игры на развитие слухового восприятия

у дошкольников от 2 до 3 лет

Игра «Внимание!».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: предложите ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как родитель скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.

Игра «Молоточек».

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко - тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: предложите ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

Игра «Громко - тихо».

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен.

Описание: родитель стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если родитель стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (родителя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро - ребенок бежит, стучит медленно - идет.

Игра «Угадай по голосу».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Описание: для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь одного или нескольких взрослых (игру можно проводить с группой детей). Предложить ребенку закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Игра «Отвернись и угадай».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: взять карандаш и постучать вместе с ребенком по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать, по какому предмету стучали.

Поменяться ролями: ребенок стучит, а взрослый отгадывает.

 

Игра «Где я?».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен (колокольчик).

Описание: предложите ребенку закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Игра «Ать-два!».

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал и наглядные пособия: барабан.

Описание: родитель показывает ребенку, как можно маршировать под стук барабана, побуждая его повторять действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! Раз-два, правый!», стараясь, попадать под ритм шага ребенка.

Игра «Громкие прятки».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка.

Описание: родитель прячет игрушку в комнате и предлагает ребенку найти игрушку. Обговорить правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, родитель хлопает в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки - хлопает тише.

  

Что такое пмпк и для кого она нужна? Порядок подготовки к ней и проведения комиссии.

17.01.2024

Аббревиатура «ПМПК» (психолого-медико-педагогическая комиссия) иногда пугает родителей и заставляет их тревожиться за будущее ребенка. Между тем главная задача комиссии — обследовать детей, испытывающих трудности в обучении, подобрать образовательную программу с учетом их особенностей и в конечном счете помочь им адаптироваться в обществе.
Задача комиссии — подобрать оптимальный образовательный маршрут.

Кто и когда может отправить ребенка на ПМПК?

Обследование ребенка на ПМПК может быть проведено как по инициативе родителей (законных представителей), если они полагают, что у ребенка есть препятствия к освоению программы, так и по направлениям образовательной организации, которую посещает ребенок, либо медицинской организации, в которой он наблюдается.

Обследование на ПМПК может понадобиться и при оформлении инвалидности — в этом случае ребенка направляет бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Прохождение ПМПК — дело бесплатное и добровольное, поэтому родители сами решают, нужна ли им эта услуга.

 Первый шаг к прохождению комиссии — подготовка комплекта документов.

В первую очередь это паспорта родителей и свидетельство о рождении (паспорт) ребенка с копией. Законные представители обязательно должны предоставить документ о назначении их опекуном или попечителем и его копию.

Кроме того, потребуется заполнить заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей) или согласие, если на ПМПК направляют образовательная, медицинская организации или МСЭ. Бланк заявления выдает председатель комиссии, он же поможет его заполнить.

Еще один документ — выписка из медицинской карты с заключениями врачей, которую вам выдаст учитель-логопед в вашем детском саду. Потребуются еще педагогическая характеристика, представления педагога-психолога и учителя-логопеда, выданная образовательной организацией. О других дополнительных документах вам расскажут учителя-логопеды вашего детского сада. Они же выдадут вам памятку с последовательностью действий и адресом и телефоном ПМПК.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-психиатр. Все они могут сидеть как за одним столом, так и за разными — в таком случае ребенок общается с каждым из них по очереди, отвечая на вопросы и выполняя различные задания. Педагоги и врачи, наблюдая за происходящим, имеют возможность участвовать в обследовании, задавая ребенку вопросы.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка.

Педагог-психолог оценивает поведение и характер общения, высшие психические функции, учитель-логопед — уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

В состав комиссии также входит врач-психиатр, именно он изучает выписку из медицинской документации ребенка.

Если у малыша есть проблемы со слухом или зрением, в состав комиссии также могут входить тифло- и сурдопедагог, врач-офтальмолог, врач-сурдолог и оториноларинголог (ЛОР), однако такие узкопрофильные специалисты есть не в каждой комиссии. В таком случае необходимо представить заключение или результаты обследования у этих врачей.

Продолжительность обследования зависит от его задач и общего состояния ребенка; в среднем оно занимает от получаса до полутора часов. Бывают случаи, когда комиссия может принять решение о дополнительном обследовании в другой день.

 

Как проходит обследование?

Вопросы и задания на ПМПК могут быть самыми разными — это зависит от возраста ребенка, его особенностей и задач, которые стоят перед специалистами ПМПК, поэтому процедура в каждом случае индивидуальна.

Ближний круг

Как правило, ребенка просят рассказать о себе, своей семье, друзьях и о доме: кого как зовут, кем работают родители, сколько лет самому ребенку, его братьям и сестрам. Могут попросить рассказать, в какие игры он или она играет с друзьями и как проводит время с мамой и папой. Другие частые вопросы — имена воспитателей, клички домашних питомцев. Это могут быть и общие вопросы о доме, где живет ребенок: сколько комнат, для чего они предназначены, что делают на кухне или в ванной.

Знания о мире

Другой тип вопросов касается окружающего мира: что делают днем и ночью, по будням и выходным, как обычно проходит день, чем животные отличаются от растений, какие бывают профессии. Здесь выясняется способность ребенка сопоставлять и сравнивать: больше и меньше, раньше и позже, длинное и короткое, живое или неживое. Также с помощью уточняющих вопросов члены комиссии могут выяснить, знает ли ребенок цвета, форму предметов, их взаиморасположение (на столе или под столом, стоит или лежит, и так далее).Хочу такой сайт

Логика и память

Кроме того, могут быть задания на логику. Например, перед ребенком могут разложить карточки с изображением предметов и попросить объединить их по какому-либо признаку или убрать лишнее. Например, тарелка супа, помидор и конфета — еда, а машинка здесь будет лишней. Также наверняка ребенку придется объяснить свой выбор.

Следующий тип заданий — на проверку памяти: члены комиссии называют несколько слов и затем просят повторить их в том же порядке, раскладывают картинки или предметы, а затем перекладывают и просят показать, что изменилось.

Слова и действия

Во время выполнения всех этих заданий логопед анализирует речь ребенка: правильно ли ребенок строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов. Он может задать дополнительные вопросы: попросить объяснить значение каких-либо слов («Что такое лес?») или составить небольшой рассказ по картинкам.

Кроме того, ребенка могут попросить показать какое-либо действие («Покажи, как ты рисуешь», «Как ты надеваешь обувь?»), рассказать о своих желаниях (хочет есть, спать, в туалет, домой), чувствах (радость, усталость, интерес).


Важно, чтобы в день обследования ребенок хорошо себя чувствовал и был настроен на работу. Лучше перенести дату обследования, если он болен. Постарайтесь не волноваться сами и опишите ребенку предстоящее событие как большую игру, где надо выполнить много интересных заданий.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов и запишите важную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы, выяснять смысл терминов и уточнять непонятные моменты. После обследования важно похвалить ребенка, даже если его результаты не совпали с вашими ожиданиями. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не критикуйте его. Поверьте, для него это намного более сложное испытание, чем для вас.

По итогам обследования комиссия готовит заключение, которое содержит обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и о наличии, либо отсутствии необходимости создания специальных условий при получении ребенком образования. В заключении могут содержаться следующие рекомендации: по какой программе обучать ребенка, как создать ему доступную среду, нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия или занятия с логопедом, дефектологом или психологом (и какие именно), у каких врачей наблюдаться.

Родители получают на руки копию заключения ПМПК. Это важный документ в жизни ребенка. Он подтверждает право на обеспечение указанных в нем специальных условий при получении образования.

Как обжаловать решение комиссии?

Родители (законные представители) ставят на заключении свою подпись — это подтверждение того, что ребенок прошел комиссию в их присутствии, родитель ознакомлен с заключением ПМПК и получил его копию на руки. Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер: родители не обязаны следовать рекомендациям специалистов и могут их обжаловать.

При несогласии с выводами территориальной комиссии можно обратиться в комиссию высшего уровня (центральную) для повторного обследования. Бывает, что и сама территориальная комиссия в сложных диагностических случаях может порекомендовать обратиться в центральную ПМПК.

В любом случае не стоит игнорировать рекомендации ПМПК, даже если вы не согласны с ее выводами, особенно когда ребенок еще дошкольник. Своевременная диагностика выявляет особые образовательные потребности ребенка, а помощь специалистов — это возможность подготовить его к жизни в обществе и дать необходимый запас знаний, умений и навыков.

Что такое пмпк и для кого она нужна? Порядок подготовки к ней и проведения комиссии.

17.01.2024

Аббревиатура «ПМПК» (психолого-медико-педагогическая комиссия) иногда пугает родителей и заставляет их тревожиться за будущее ребенка. Между тем главная задача комиссии — обследовать детей, испытывающих трудности в обучении, подобрать образовательную программу с учетом их особенностей и в конечном счете помочь им адаптироваться в обществе.
Задача комиссии — подобрать оптимальный образовательный маршрут.

Кто и когда может отправить ребенка на ПМПК?

Обследование ребенка на ПМПК может быть проведено как по инициативе родителей (законных представителей), если они полагают, что у ребенка есть препятствия к освоению программы, так и по направлениям образовательной организации, которую посещает ребенок, либо медицинской организации, в которой он наблюдается.

Обследование на ПМПК может понадобиться и при оформлении инвалидности — в этом случае ребенка направляет бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Прохождение ПМПК — дело бесплатное и добровольное, поэтому родители сами решают, нужна ли им эта услуга.

 Первый шаг к прохождению комиссии — подготовка комплекта документов.Хочу такой сайт

В первую очередь это паспорта родителей и свидетельство о рождении (паспорт) ребенка с копией. Законные представители обязательно должны предоставить документ о назначении их опекуном или попечителем и его копию.

Кроме того, потребуется заполнить заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей) или согласие, если на ПМПК направляют образовательная, медицинская организации или МСЭ. Бланк заявления выдает председатель комиссии, он же поможет его заполнить.

Еще один документ — выписка из медицинской карты с заключениями врачей, которую вам выдаст учитель-логопед в вашем детском саду. Потребуются еще педагогическая характеристика, представления педагога-психолога и учителя-логопеда, выданная образовательной организацией. О других дополнительных документах вам расскажут учителя-логопеды вашего детского сада. Они же выдадут вам памятку с последовательностью действий и адресом и телефоном ПМПК.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-психиатр. Все они могут сидеть как за одним столом, так и за разными — в таком случае ребенок общается с каждым из них по очереди, отвечая на вопросы и выполняя различные задания. Педагоги и врачи, наблюдая за происходящим, имеют возможность участвовать в обследовании, задавая ребенку вопросы.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка.

Педагог-психолог оценивает поведение и характер общения, высшие психические функции, учитель-логопед — уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

В состав комиссии также входит врач-психиатр, именно он изучает выписку из медицинской документации ребенка.

Если у малыша есть проблемы со слухом или зрением, в состав комиссии также могут входить тифло- и сурдопедагог, врач-офтальмолог, врач-сурдолог и оториноларинголог (ЛОР), однако такие узкопрофильные специалисты есть не в каждой комиссии. В таком случае необходимо представить заключение или результаты обследования у этих врачей.

Продолжительность обследования зависит от его задач и общего состояния ребенка; в среднем оно занимает от получаса до полутора часов. Бывают случаи, когда комиссия может принять решение о дополнительном обследовании в другой день.

 

Как проходит обследование?

Вопросы и задания на ПМПК могут быть самыми разными — это зависит от возраста ребенка, его особенностей и задач, которые стоят перед специалистами ПМПК, поэтому процедура в каждом случае индивидуальна.

Ближний круг

Как правило, ребенка просят рассказать о себе, своей семье, друзьях и о доме: кого как зовут, кем работают родители, сколько лет самому ребенку, его братьям и сестрам. Могут попросить рассказать, в какие игры он или она играет с друзьями и как проводит время с мамой и папой. Другие частые вопросы — имена воспитателей, клички домашних питомцев. Это могут быть и общие вопросы о доме, где живет ребенок: сколько комнат, для чего они предназначены, что делают на кухне или в ванной.

Знания о мире

Другой тип вопросов касается окружающего мира: что делают днем и ночью, по будням и выходным, как обычно проходит день, чем животные отличаются от растений, какие бывают профессии. Здесь выясняется способность ребенка сопоставлять и сравнивать: больше и меньше, раньше и позже, длинное и короткое, живое или неживое. Также с помощью уточняющих вопросов члены комиссии могут выяснить, знает ли ребенок цвета, форму предметов, их взаиморасположение (на столе или под столом, стоит или лежит, и так далее).Хочу такой сайт

Логика и память

Кроме того, могут быть задания на логику. Например, перед ребенком могут разложить карточки с изображением предметов и попросить объединить их по какому-либо признаку или убрать лишнее. Например, тарелка супа, помидор и конфета — еда, а машинка здесь будет лишней. Также наверняка ребенку придется объяснить свой выбор.

Следующий тип заданий — на проверку памяти: члены комиссии называют несколько слов и затем просят повторить их в том же порядке, раскладывают картинки или предметы, а затем перекладывают и просят показать, что изменилось.

Слова и действия

Во время выполнения всех этих заданий логопед анализирует речь ребенка: правильно ли ребенок строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов. Он может задать дополнительные вопросы: попросить объяснить значение каких-либо слов («Что такое лес?») или составить небольшой рассказ по картинкам.

Кроме того, ребенка могут попросить показать какое-либо действие («Покажи, как ты рисуешь», «Как ты надеваешь обувь?»), рассказать о своих желаниях (хочет есть, спать, в туалет, домой), чувствах (радость, усталость, интерес).


Важно, чтобы в день обследования ребенок хорошо себя чувствовал и был настроен на работу. Лучше перенести дату обследования, если он болен. Постарайтесь не волноваться сами и опишите ребенку предстоящее событие как большую игру, где надо выполнить много интересных заданий.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов и запишите важную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы, выяснять смысл терминов и уточнять непонятные моменты. После обследования важно похвалить ребенка, даже если его результаты не совпали с вашими ожиданиями. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не критикуйте его. Поверьте, для него это намного более сложное испытание, чем для вас.

По итогам обследования комиссия готовит заключение, которое содержит обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и о наличии, либо отсутствии необходимости создания специальных условий при получении ребенком образования. В заключении могут содержаться следующие рекомендации: по какой программе обучать ребенка, как создать ему доступную среду, нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия или занятия с логопедом, дефектологом или психологом (и какие именно), у каких врачей наблюдаться.

Родители получают на руки копию заключения ПМПК. Это важный документ в жизни ребенка. Он подтверждает право на обеспечение указанных в нем специальных условий при получении образования.

Как обжаловать решение комиссии?

Родители (законные представители) ставят на заключении свою подпись — это подтверждение того, что ребенок прошел комиссию в их присутствии, родитель ознакомлен с заключением ПМПК и получил его копию на руки. Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер: родители не обязаны следовать рекомендациям специалистов и могут их обжаловать.

При несогласии с выводами территориальной комиссии можно обратиться в комиссию высшего уровня (центральную) для повторного обследования. Бывает, что и сама территориальная комиссия в сложных диагностических случаях может порекомендовать обратиться в центральную ПМПК.

В любом случае не стоит игнорировать рекомендации ПМПК, даже если вы не согласны с ее выводами, особенно когда ребенок еще дошкольник. Своевременная диагностика выявляет особые образовательные потребности ребенка, а помощь специалистов — это возможность подготовить его к жизни в обществе и дать необходимый запас знаний, умений и навыков.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ

05.04.2024

В последнее время опыт мультикультурной и многоязычной жизни становится привычным явлением, и, как следствие, увеличивается количество детей, с раннего возраста оказывающихся в ситуации двуязычия. В первую очередь, это дети мигрантов, вынужденных переселенцев, дети из смешанных семей.

Учитывая опыт логопедической работы, можно предположить, что наличие двух активных языков в семье представляет собой угрозу для нормального формирования речи у ребенка или, при наличии у него исходных речевых расстройств, усугубляет проблему речевого развития.
Ребенок становится двуязычным вследствие особых условий жизни семьи или воспитания. По мнению выдающегося психолога Л.С. Выготского, «в развитии речи ребенка могут возникнуть затруднения, когда условия воспитания не гарантируют образования более или менее самостоятельной сферы приложения каждого языка, когда ребенок отдан во власть случайной смеси языковых систем, когда детское двуязычие развивается стихийно».
Дети-билингвы представляют собой неоднородную группу. Некоторые дети усваивают языки стихийно, безо всякого контроля и специальной помощи. В других случаях родители бывают заинтересованы в многостороннем развитии своего ребенка, целенаправленно обучают малыша с младенчества второму языку или, сами находясь в ситуации двуязычия, уделяют специальное внимание развитию речи ребенка.
Такие условия «языкового образования» вовсе не обязательно будут успешными и полезными для речевого и психического развития ребенка.
В научной литературе существует два противоположных мнения о влиянии двуязычия на психическое развитие ребенка. Многие авторы выделяют следующие положительные моменты раннего двуязычия:
1. Чем раньше ребенок начнет усваивать второй язык, тем у него больше шансов овладеть языком в полной объеме и с естественным произношением. Доказано, что ребенок прежде всего овладевает просодикой языка. Известно, что малыш уже в возрасте 5–6 месяцев реагирует на интонацию взрослого и усваивает ее значительно быстрее, чем звукопроизношение и лексику.
2. Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении анализировать явления языка. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся в школе, лучше усваивают абстрактные науки, языки.
3. У двуязычного ребенка больше шансов получить качественное образование как на родине, так и за рубежом.
Необходимо заметить, что все это относится к детям, чье сенсомоторное и речевое развитие полностью соответствует возрастной норме.
Другие авторы, рассматривая отрицательное влияние билингвизма в раннем возрасте, отмечают следующее:
1. Билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка. Самыми частыми проблемами в таких случаях являются нарушения звукопроизношения на обоих языках, появление акцента, неправильное использование грамматических конструкций и, как следствие, трудности при овладении письмом и чтением.
2. Овладение двумя языками одновременно или последовательно в раннем возрасте часто становится причиной переутомления малыша и может привести к различным срывам в работе центральной нервной системы, в частности к заиканию или даже мутизму. В таких случаях ребенок вообще перестает пользоваться какой-либо языковой системой или прибегает к вербальному общению крайне редко.
3. Если речь полноценно не сформирована ни на одном из языков, то разрушается структура речевого мышления, что может привести к психологическим стрессам. Ребенок начинает замыкаться в себе, возникают трудности с социальной адаптацией, а в дальнейшем может появиться ощущение ущербности.
В течение многих лет исследователи пытаются понять, одинаково ли осваивается один и тот же язык в качестве первого (в раннем возрасте) и второго (в более позднем возрасте). Однако ни у кого не возникает сомнений, что освоение языков всегда связано с рядом определенных трудностей.
Маленькие дети усваивают язык благодаря методу «проб и ошибок». Обладая языковым чутьем, ребенок достаточно рано осознает, «что такое хорошо и что такое плохо» в речевом плане. Используя окружающую речь как эталон, ребенок стремится подражать ей.
Речевые и языковые трудности детей-билингвов старшего дошкольного возраста и младших школьников Можно выделить наиболее распространенные особенности языкового развития при усвоении русского языка у двуязычных детей:
1. Допускают большое количество орфоэпических ошибок в простых словах (пить водУ, рубить топОром).
2. Имеют искаженное или неустойчивое звукопроизношение на русском языке, так как влияние второй языковой системы не дает закрепиться правильному звуковому образу.
3. Переносят языковую модель родного языка на русский:
• добавляют лишние звуки в словах (парЫк – парк);
• заменяют твердые и мягкие звуки (вЫлка – вилка, сол – соль).
4. Неправильно используют падежные окончания (играю куклоМ).
5. Испытывают трудности в употреблении родовых понятий (моя яблока, мой кукла)
6. Затрудняются в употреблении притяжательных прилагательных (зайчикий хвост, мамис платок) и относительных прилагательных (свеклычный – свекольный, тыквавая – тыквенная).
7. При пересказе текста или самостоятельном рассказе чаще всего используют ограниченный набор слов.
8. В большинстве случаев не могут составить самостоятельно рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.
9. Испытывают трудности в понимании и употреблении иносказаний, пословиц, поговорок, подтекста, скрытого смысла.
10. Не усваивают интонацию русского языка.
Для того чтобы выявить, имеются ли какие-нибудь нарушения речевого развития у ребенка-билингва, необходимо провести тщательное логопедическое обследование на обоих языках.
Если логопед владеет только одним языком, то обязательным условием является участие лица, свободно владеющим как первым, так и вторым языком (как правило, это мама, папа или бабушка ребенка). Такая диагностика позволит выявить у ребенка не только наличие речевой патологии, но и определить доминантный язык и уровень владения обоими языками. Результаты данного обследования должны быть учтены при оказании ребенку логопедической помощи и при приеме его в школу. Чем более детальные сведения получены в отношении одного и другого языков, тем легче составить программу обучения ребенка.
Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что ребенок, овладевающий двумя или несколькими языками одновременно, проходит сложный путь как речевого, так и психического развития. Проблема билингвизма затрагивает все стороны формирования личности ребенка. Быть билингвом – это не значит просто владеть вторым языком, это также значит быть носителем другой культуры, уметь понимать другую ментальность, ощущать свою принадлежность к людям, использующим и этот, и другой языки. Речь – важный, но не полностью определяющий аспект культурного развития ребенка. Овладение несколькими языками одновременно, с одной стороны, увеличивает нагрузку на нервную систему малыша, а с другой – увеличивает ответственность родителей перед ребенком, так как только в семье могут изначально привиться традиции того или иного народа, уважение к своим и другим культурным ценностям, человеколюбие.
Влияние семьи имеет решающее значение для развития человека. Так как речь является главной коммуникативной функцией, ее нарушения или недостаточное усвоение может неблагоприятно отразиться на качестве жизни человека. Поэтому, с одной стороны, билингвизм является фактором риска возникновения речевых нарушений (например, часто именно усвоение двух языков одновременно становится причиной возникновения заикания или задержки развития речи), с другой стороны, наличие патологических нарушений речи затрудняет восприятие и использование как родного, так и иностранного языка. Только внимательное отношение семьи и педагогов к данной проблеме поможет вырастить гармоничную культурную толерантную личность и, как следствие, избежать многих конфликтов, возникающих на национальной почве.
В научной литературе разграничивают понятия второго языка (1) и иностранного языка (2).
Овладение языка происходит:
1) в естественных ситуациях общения (т.е. когда на нем говорят носители этого языка) и без целенаправленного обучения - естественный (бытовой) билингвизм. Второй язык "схватывается" с помощью окружения и благодаря обильной речевой практике без опознавания языковых явлений как таковых.
2) в искусственных учебных ситуациях с ограниченной сеткой часов, но при обучении под руководством профессионала, иностранный язык "выучивается" посредством волевых усилий и с использованием специальных методов и приемов.
Это и есть виды билингвизма: естественный и искуственный.
Особенности речевого развития детей-билингвов
Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Словарный запас на каждом из языков, как правило, меньше, чем у сверстников-монолингвов, но сумма словарей больше, чем у них. Представления, стоящие за понятиями на каждом из языков, различны. Ребенок — билингв в своем речевом развитии проходит те же этапы, что и одноязычный сверстник, но двуязычие накладывает специфический отпечаток на их протекание.
У двуязычных детей отмечается большее количество и разнообразие слов и словоформ собственного производства. Если при одноязычии наблюдается словотворчество в рамках одной языковой системы, то билингвизм характеризуется обилием слов и словоформ, получаемых на основе синтеза лексических, морфологических и синтаксических единиц двух языков.
Некоторые дети при недостаточном доступе к изучаемому языку не усваивают некоторых грамматических явлений. Например, если на одном из языков с ребенком говорит только мама, то он долго не будет употреблять глагольных окончаний или междометий, свойственных мужской речи. Единственный ребенок, вырастающий среди взрослых, говорящих на языке, не совпадающем с языком окружения, будет думать, что на его языке дети не говорят. Бывает, что ребенок понимает обращенную к нему на одном из языков речь, но отвечает всегда на другом.
Многие дети-билингвы проходят в своем развитии стадию, когда слово одного языка «прицепляется» к слову другого языка. Вообще же стратегии смешения языков ребенком могут быть различными: то к корням одного языка присоединяются окончания другого, то при нормальной грамматике отсутствует правильное произношение, то ребенок выбирает все слова из обоих языков, где, скажем, ударение падает на второй слог или звуков меньше. Многие ошибки обусловлены структурными особенностями двух языков, и ребенку не удается их избежать.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» предназначена для воспитания и обучения иноязычных детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.
Ведущий принцип программы – коммуникативная направленность – погружение в среду, обеспечение лексическим минимумом.
Принципы:
Последовательное усложнение грамматических форм;
Постепенное накопление словаря

Близорукость у детей школьного возраста: лечение

23.01.2025

Сегодня проблема нарушения зрения у детей стоит очень остро. Новейшие технические гаджеты, которые заполонили все свободное и не свободное время детей, отрицательно сказываются на глазах ребенка, приводя не только к развитию близорукости, но и к полной слепоте.

Согласно статистическим данным, нарушением зрения, а именно близорукостью, страдает почти каждый второй ребенок, и эта цифра катастрофически растет.

Близорукость или миопия − это состояние, при котором человек хорошо видит предметы вблизи, но плохо различает объекты на расстоянии. Это происходит по причине того, что изображение, воспринимаемое глазом, фокусируется не на сетчатке, а перед ней из-за удлинения формы глаза.

Удлинение глазного яблока возникает вследствие негативного воздействия на орган зрения, вызванного чрезмерными нагрузками на глаза. Это могут быть и длительное сидение перед телевизором или монитором компьютера, и травмы головы (например, при занятиях контактными видами спорта), и даже дурная наследственность.

Механизм развития близорукости у школьников

Медицине уже давно известно, что все дети рождаются дальнозоркими. Глазное яблоко у новорожденных приплюснутое, укороченное. По мере взросления глаза принимают правильную форму, и зрение нормализуется.

Однако бывают случаи, когда глазное яблоко растет слишком быстро. Это приводит к развитию и прогрессированию близорукости у ребенка. Тем не менее, полностью не выяснены причины, по которым у одних зрение падает, а у других нет.
В младшем дошкольном возрасте близорукость больше обусловлена врожденными пороками развития зрения. Это чаще наблюдается у недоношенных детей.

Однако существуют и другие факторы для ухудшения зрения. Такой причиной могут стать программы раннего развития, обучение чтению, несвоевременное приобщение к компьютеру или другим современным гаджетам до 4 лет.

Доказано, что детям до 5 лет категорически противопоказано увлечение компьютерами и планшетами. В возрасте от 5 до 8 лет игры на компьютерных гаджетах разрешены не более 15 минут в день.

При миопии зрение ухудшается, и ребенок начинает чаще щуриться и напрягать глаза, чтобы лучше видеть.

Ученые выяснили, что именно от перенапряжения глазное яблоко растет быстрее. Получается замкнутый круг: от развивающейся близорукости ребенок хуже видит, как следствие глаза напрягаются, чтобы улучшить визуальное восприятие, а из-за напряжения глазных мышц близорукость углубляется.

Как правило, появление близорукости нередко совпадает с началом учебы в школе. Все усугубляется тем, что ребенок-школьник вынужден подолгу находиться в закрытом помещении, сначала в школе, затем дома. Ему приходится фокусировать взгляд на предметах, находящихся от него на очень малом расстоянии: парта и все, что на ней лежит, доска, соседние парты, учитель, а дома прибавляется домашняя работа, которая зачастую выполняется еще и под искусственным освещением.

Ухудшение зрения в школьном возрасте связано с резкими скачками роста, как правило, они приходятся на периоды от 5 до 7 лет, от 12 до 15 и от 18 до 20.

Из-за миопии страдает также осанка: школьник все больше склоняется над партой в попытке улучшить визуальное восприятие.

Виды миопии

Классификация видов близорукости или миопии зависит от причин, по котором она возникла.

Различают врожденную и приобретенную миопию, патологическую или пригрессирующую, наследственную и ложную миопию.

Врожденная миопия

Врожденная миопия обусловлена нарушениями развития глаз во внутриутробном периоде. Причиной тому может быть недоношенность ребенка, различные болезни матери особенно в начале беременности. Такие дети рождаются с глазным яблоком удлиненной формы. Как правило, такая миопия бывает высоких степеней.

Под врожденной близорукостью имеется в виду любая степень миопии, диагностированная до 6 лет, т. к. обнаруженная до школьного возраста близорукость считается существующей с рождения.

Приобретенная миопия

Приобретенная миопия связана с увеличением размеров глаза, начинающимся в раннем возрасте и продолжающимся весь период роста ребенка. Приобретенная близорукость часто является результатом воздействия различных лекарственных препаратов, увеличения уровня глюкозы в крови, инфекционных заболеваний.

Повышенные зрительные нагрузки также могут стать причиной возникновения приобретенной миопии.

Патологическая или прогрессирующая близорукость

В основном миопия причиняет просто небольшие неудобства и не представляет серьезного риска для здоровья глаз. Но иногда близорукость может быть до такой степени прогрессирующей и опасной, что считается патологической. Патологическая или прогрессирующая близорукость — это довольно редкое заболевание, имеющее наследственную природу, которое в основном обнаруживается в детстве.

Рост глазного яблока может протекать быстрее, что приводит к быстрой и тяжелой прогрессирующей близорукости, и потери зрения. Люди с таким диагнозом имеют повышенный риск отслойки сетчатки, катаракты и прочих дегенеративных изменений глаз.

Кроме того, заболевание характеризуется дегенеративными изменениями, связанными с физическим растяжением склеры, сосудистой оболочки и ретины.

Наследственная миопия

Наследственная миопия в отличие от цвета глаз или такого заболевания как дальтонизм передается от родителей детям в виде усугубляющего фактора для развития заболевания. Генетически передается предрасположенность к близорукости, но ее фактическое развитие вызывается сочетанием наследственных факторов и условий окружающей среды. Родители, страдающие близорукостью, более подвержены риску иметь ребенка, у которого тоже разовьется миопия.

Ложная миопия или псевдомиопия

Ложная миопия или псевдомиопия − это временный сдвиг рефракции глаза в сторону близорукости, при которой фокусировка происходит перед сетчаткой из-за кратковременного спазма цилиарной мышцы, вследствие чего увеличивается преломляющая сила глаза. Это может быть либо конституционной особенностью, либо временным явлением из-за напряжения или усталости глаз. Основным симптомом является временное размытое зрение вдаль особенно после длительных периодов работы вблизи.

Псевдомиопию легко вылечить, если проходить регулярный осмотр и вовремя принять меры, в противном случае снять спазм аккомодации может быть гораздо сложнее.

 

Причина близорукости у детей

Близорукость обусловлена либо неправильной формой глазного яблока, ее растяжением и удлинением, либо чрезмерной преломляющей способностью хрусталика и роговицы.

Точная же причина миопии науке не известна, однако есть несколько предрасполагающих факторов, которые несут ответственность за ее развитие:

  1. Нарушение гигиены зрения. Переутомление глаз от долгой и монотонной работы, чтения, увлечения компьютером и другими гаджетами, плохая освещенность рабочего места, чтение лежа и отсутствие отдыха ведет к ухудшению качества зрения.
  2. Наследственные факторы. Многочисленные исследования показали связь между близорукостью у родителей и частотой развития близорукости у детей. Однако существует теория, согласно которой развитие миопии является результатом не общих генов, а общих условий окружающей среды и привычек.
  3. Общее ослабление организма. Болезненность в детском возрасте и нехватка витаминов и минералов может внести свой вклад в дегенерации глазного яблока особенно в период активного роста ребенка, который приходится на школьные годы.
 

Как распознать миопию

Распознать близорукость не сложно. Как правило, основным симптомом заболевания является ухудшение качества зрения.

На далеком расстоянии все предметы приобретают размытые очертания, ухудшается острота зрения. Ребенок не в состоянии различить предметы, надписи, людей, которые находятся на определенном расстоянии от него. Вблизи, напротив, все предметы от видит достаточно четко.

Чтобы определить степень миопии, ребенка следует показать врачу офтальмологу. Тот проведет тестирование по специальным таблицам, при необходимости исследует глазное дно ребенка.

Для этого в глаз закапываются капельки, расширяющие зрачок. Раньше для этих целей использовали капли Атропин, которые обладали длительным действием. Зрачок расширялся в течение суток, сужение занимало до двух недель. В это время ребенку запрещались любые нагрузки на глаза (в том числе чтение, письмо).

Сегодня для расширения зрачка используются капли кратковременного действия. Расширение зрачка происходит примерно за 30-60 минут, спустя сутки зрачок принимает свое естественное состояние.

Способы лечения миопии у детей

Ношение очков

Близорукость невозможно вылечить, можно лишь скорректировать зрение очками или контактными линзами. При близорукости очки имеют знак минус (-). И чем больше число, тем больше степень близорукости.

Вогнутая линза преломляет лучи света и помещает фокус на сетчатку. Таким образом, очки не позволяют глазу сильно напрягаться, и миопия не будет быстро прогрессировать.

Детям, как правило, выписывают очки, по крайней мере, до тех пор, пока они достаточно не повзрослеют и смогут пользоваться контактными линзами. Офтальмологи не рекомендуют контактные линзы вплоть до середины переходного возраста.

Прием витаминов

Некоторые исследования показали, что в организме людей, страдающих миопией, наблюдается недостаток некоторых веществ. Такие минералы и витамины как кальций, фтор, селен, магний, хром, витамины А, D и С помогут поддержать здоровье глаз.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз не столь эффективна в лечении миопии. Она не в силах изменить форму глазного яблока или повлиять на хрусталик. Однако если близорукость связана со зрительным переутомлением, то упражнения помогут снять напряжение.

Упражнение 1.
Человек становится в середине комнаты напротив картины на стене. Затем фокусирует свой взгляд на указательный палец, расположенный в нескольких сантиметрах от носа. После этого быстро перевести взгляд на картину и смотреть до тех пор, пока картинка не прояснится. Со временем можно увеличить расстояние между картиной и человеком.

Упражнение 2.
Упражнение выполняется сидя на стуле. В этом упражнении человек не фокусирует зрение, а лишь поочередно бросает быстрый взгляд то на карандаш или палец, расположенный в 15 сантиметрах от кончика носа, то на предметы в дальнем углу комнаты.

Аппаратное восстановление зрения

Вылечить миопию можно лишь хирургическим путем, однако по причине активного роста этот метод не применяется до достижения 20 лет. Таким образом, аппаратное лечение зрения остается оптимальным вариантом стабилизации близорукости у детей.

Следует заметить, что это лечение не заменяет ношение очков. Программа корректировки подбирается индивидуально в зависимости от степени ухудшения зрения. Восстановление зрения производится на различных аппаратах и представляет собой выполнение тренировочных упражнений посредством просмотра видео на компьютере.

Аппаратное восстановление зрения хорошо себя зарекомендовало в деле улучшения зрения и торможения прогрессирования миопии.

Профилактика близорукости у детей

Доказано, что самой лучшей профилактикой миопии у детей является достаточное пребывание вне помещений, на свежем воздухе, на природе. Естественный дневной свет и широкие просторы дают полноценный отдых глазам, а также закаляют физически.

Кроме того, важно соблюдать гигиену зрения школьника: ограничить время, проведенное за дисплеем, организовать удобный письменный стол и правильное освещение, время от времени обеспечивать отдых от монотонной работы. Ну и конечно, немаловажно правильное питание, богатое витаминами и минералами для обеспечения нужд растущего организма.

10.05.2023

1602a305-6288-43de-a00e-539e1932c934.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

10.05.2023

8d6babd6-2db7-49d2-a125-dad4ff1d3bfb.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

01.07.2021

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх

Учебный план

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».