Проект коррекционно-логопедической работы с детьми-билингвами старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с ФФНР.
04.10.2021
Языковая среда в ДОУ
Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
3. Это предполагает решение следующих задач:
4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности
ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из
интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Варианты построения развивающей полилингвальной среды.
1. Создание трех зон с материалами и оборудованием русской, башкирской и английской среды.
2. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
4. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т.д.
5. Принцип эмоциональности среды реализуется созданием в группе определённых традиций:
Изучение русского, башкирского и иностранного (английского) языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции.
Сотрудничество с родителями
Основная цель сотрудничества:
возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Задачи сотрудничества:
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов.
Система работы с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на полилингвальное воспитание и образование ребенка; участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета; пропаганда дошкольного воспитания в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам полилингвального воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.