Как заниматься с ребенком летом
01.07.2021
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом; 
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь) 
- Надувать воздушные шарики; 
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи; 
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять; 
- Дуть на детские флюгера. 
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки); 
- Собирать, перебирать ягоды; 
- Помогать взрослому полоть грядки; 
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп); 
- Играть с глиной, мокрым песком; 
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель) 
В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, паззлы; 
- Перебирать крупы; 
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами; 
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами); 
- Вышивать (крупным крестиком); 
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие); 
- Плести из бисера; 
- Лепить из пластилина, пластика, теста. 
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты); 
- Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…); 
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка; 
- Полоскать рот; 
- Жевать боковыми зубами; 
- Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные); 
- Лизать эскимо. 
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
- Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …); 
- Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза); 
- Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) 
- Назвать слова с определённым слогом, звуком; 
- Составлять словосочетания и предложения с заданными словами; 
- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.); 
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»); 
- Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова); 
- Придумать продолжение сказки; 
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить); 
- Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.). 
- Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка. 
- «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам. 
- «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово. 
- Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести: 
- - какими словами, красками можно описать время года; 
- - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; 
- - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое; 
- - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д. 
- Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение: 
- Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что…. 
- Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что…. 
- Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что… 
- Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…; 
- «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого? 
- Что хорошего в болезни, а что плохого? 
- Что хорошего в дождике, а что плохого? 
- Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка… 
- «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.) 
- Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер). 
- Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией. 
Ориентировка в пространстве
- Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола). 
Закрепление произносительных умений и навыков.
- Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами! 
Чтение
- Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. 
- Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. 
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:
Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.07.2021
Дата обновления: 06.07.2021
Дата публикации: 01.07.2021
