муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
СОГЛАСОВАНО
Зам. зав. по ВМР
__________ Бондарь К.В.
«_____» ____________ 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
___________ Ю.А. Николаева
Заведующий МАДОУ № 38
Приказ № ____
«_____» _________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БИОНИКА»
Направленность: естественно-научная
Стартовый уровень
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации – 2 года
Автор – составитель
Гущина Татьяна Андреевна,
воспитатель
МО Сухой Лог,
2025
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка--------------------------------------------------------------------------------------------------3
1.2 .Цели и задачи реализации Программы-------------------------------------------------------------------------------5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы-------------------------------------------------------------6
1.4. Планируемые результаты освоения Программы-------------------------------------------------------------------7
1.5.Содержание программы-------------------------------------------------------------------------------------------------8
1.6.Вариатривные формы, способы, методы и средства реализации программы-------------------------------12
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Вогзрастные особенности----------------------------------------------------------------------------------------------14
2.2.Содержание разделов программы------------------------------------------------------------------------------------15
2.3.Учебно-тематический план--------------------------------------------------------------------------------------------16
2.4.Ккалендарный график---------------------------------------------------------------------------------------------------17
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы------------------------------------------------------23
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Ккадровое обеспечение------------------------------------------------------------------------------------------------24
3.2.Информационное обеспечение---------------------------------------------------------------------------------------25
3.3.Оценочные материалы-------------------------------------------------------------------------------------------------25
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» раздел «Экспериментальная деятельность»
разработана для детей 5 - 7 лет как приложение к Образовательной программе МАДОУ № 38 на основе Примерной
образовательной программы дошкольного образования
« Миры детства». Научные руководители: А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова
«СамоЦвет» Авт.коллектива Гредина О.В. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».2016
.
Разработка рабочей программы воспитания и организации воспитательной работы спланирована с учетом региональной специфики
реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Основой разработки Программы являются положения следующих документов:
-Конституция российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря
1993г) (с поправками);
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании
в Российской Федерации;
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ,
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.№ 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по
реализации в 2021-2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
-распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного
развития Российской Федерации на период до 2025 года;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
СанПиН 2.4.1. 3049 -13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №
26).
Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав МАДОУ №38.
Положение МАДОУ №38о «Дополнительной общеобразовательной программе- дополнительной общеразвивающей программе
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития
творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо
замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому программа способствует успешной
адаптации детей дошкольного возрастав условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность,
неуверенность в себе, агрессивность. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников,
разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и
возможностей .Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой,
создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих
успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность – это достояние всего общества.
Новизной и отличительной особенностью программы кружка -является развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного
отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний
процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического
мышления и усидчивости.
Педагогическая целесообразность предназначена для:
развития творческих задатков детей ;
развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике.
формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно- эстетической оценки и овладения основами творческой
деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства.
Формы обучения : очная
Особенности организации образовательного процесса: Дополнительная общеразвивающая программа «Бионика» реализуется для
детей, посещающих наше дошкольное образовательное учреждение. Программа определяет содержание и организацию дополнительной
образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы «Бионика» 2 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 лет до
7лет. Кружковая деятельность проводится с детьми 5-7 лет со всей группой. Длительность определяется в соответствии с возрастом детей.
-в старшей группе 25 минут (дети5-6 лет)-1 раз в неделю;
-в подготовительной к школе группе 30 минут (дети 6-7 лет) -18 часов;
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего
предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает
общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: – Развивать самостоятельность, творчество, , художественные способности, путем экспериментирования с различными
материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную
отзывчивость к прекрасному
.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью поделки из бросового
материала, рисунка, объемных форм;
формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при экспериментировании, совершенствовать
культуру труда, , умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
Воспитательные:
осуществлять экологическое , трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Развивающие:
пробуждать любознательность в области различного экспериментирования, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; обогащать словарь ребенка
специальными терминами. развивать умения следовать устным инструкциям.
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и
аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую
мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Планируя занятия, выбирается для каждой темы та или иная форма организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные
особенности детей.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
.Принцип гуманизации - ведущий принцип образования, предполагающий учет особенностей личности ребенка,
индивидуальной логики его развития в процессе изобразительной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость диагностики
художественно – эстетического развития детей, уровня развития изобразительных умений и навыков и учета ее результатов в
единстве с возрастными новообразованиями в ходе художественно – эстетического воспитания и развития.
Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации изобразительной деятельности,
обозначающий учет художественных интересов ребенка и его направленности на конкретный вид изобразительной
деятельности, опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника, поощрение этих качеств
изобразительной деятельности.
Принцип партнерства - содействия и сотрудничества детей и взрослых.
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах изобразительной и самостоятельной деятельности.
.Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает
те или иные затруднения в процессе изобразительной деятельности. Основной задачей педагогической поддержки становится
совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы. Основным показателем успешной реализации данного принципа
являются удовлетворенность дошкольника своей деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности.
.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие
педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и воспитателя в организации процесса художественно –
эстетического воспитания и развития воспитанников ЧДОУ. Этот принцип подразумевает также тесное сотрудничество с семьей
ребенка и специалистами, работающими в детском саду.
Принцип систематичности и последовательности в организации изобразительной деятельности, предполагающий
систематическую работу с детьми, постепенное усложнение изобразительной содержания и задач воспитания и развития,
сквозную связь предлагаемых содержания, форм, средств и методов работы.
Принцип продуктивности изобразительной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия –
исполнительства – творчества дошкольников выражены в некоем продукте (например, в образе, воплощенном в рисунке,
лепке, аппликации и т.д.)
Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской изобразительной
деятельности в рамках педагогической технологии, а также объединение различных способов изобразительной деятельности
дошкольников, позволяющее им наиболее полно и самостоятельно выражать себя, особенности своего художественно –
эстетического развития.
1.4.Планируемые результаты освоения Программы
Возраст
5-6 лет
Достижения детей
Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по
тематике, близкой опыту
6-7 лет
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно
рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет
техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображений в разных
видах деятельности.
Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами;
высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально эстетически откликается на проявление прекрасного.
Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на
наиболее яркие средства выразительности .высказывает собственные ассоциации.
Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по
материалам, функциональному названию, узнает некоторые известные произведения и
достопримечательности.
Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки
родным… предметы украшения интерьера.
Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует
освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности
Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.
Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы;
к позитивной оценке результата взрослым
Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы составляется согласно учебного плана учреждения. темы, представленные в учебном плане, делятся на теорию и
практику.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1 –восприятие, 2-мышление, 3-действие, 4 –результат. По окончании
каждого занятия ребенок видит результат своей деятельности
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и
бросовые, для нетрадиционного рисования и различных поделок. Нетрадиционное экспирементирование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Вариативные образовательные маршруты.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных.
и творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития является создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей.
Компоненты
Аккумулятивный
Показатели
Эстетическое восприятие и
понимание
Характеристики
-наличие определенного запаса эстетических знаний и впечатлений;
-способность воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в
жизни, действительность
Ценностнопобудительный
Эстетическое
отношение
-проявляет эстетические переживания и отношения (искренность,
непосредственность, увлеченность, эмоциональность)
- проявляет эстетическое отношение и интерес к обычным материалам
Творческирезультативный
Эстетико – предметная
творческая деятельность
-проявление художественно-творческих способностей (быстрота ориентировки,
находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность,
инициативность, умение спланировать.
- умение находить выразительно- изобразительные средства для воплощения
художественных образов.
Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого – педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребенка с проблемами в развитии и его семью к
дальнейшей интеграции в обществе .Работа с данными детьми строится по следующему алгоритму:
анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
составление плана индивидуального сопровождения ребенка и его семьи,
организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
Использование современных личностно-ориентированных технологий: направленных на партнерство, сотрудничество и
сотворчество педагога и ребенка;
Личностноориентированная
технология
Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя :
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе ;оптимистическую веру в ребенка;
сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам и
идет от ребенка к развитию его способностей.
Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость;
предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах
деятельности.
Игровые
Создание творческой атмосферы обучения творчеству
педагогические
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
технологии
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей,
умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и
мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды).
Здоровьесберегающие Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
технологии
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью здоровьесберегающих технологий являются обеспечение высокого
Уровня здоровья воспитанников детского сада, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому
образу жизни, валеологической компонентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно
Технологии
сотрудничества
Педагогическая
технология – метод
проектов
Авторы: Дж. Дьюи,
В.Килпатрик.
решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание самостоятельной элементарной
медицинской, психологической самопомощи.
Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса
ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности
и в области отношений с другими людьми.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее
технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,
оформленным тем или иным образом.
Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только
личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной
и совместной деятельности детей.
Использование культурных практик детства:
Мастерская игр
(мастерилка)
(автор Ерофеева Т.И.)
Встреча с
интересными людьми
Мастерская игр или «Мастерилка», т.е. изготовление детьми ( с помощью взрослых или без них) игр, пособий
для себя и для малышей. Это позволяет детям применять полученные ранее знания для того, чтобы решать
практические задачи.
С помощью «Мастерилки» возможно:
1) закрепить навыки, знания, полученные на занятиях;
2) создавать условия для делового сотрудничества;
3) обогащать словарь детей;
4) подготовить руку к письму через вырезание, обведение трафаретов, шаблонов и т.д.
На «Мастерилке» предусматриваются разные формы организации детей при изготовлении игр. Дети работают
индивидуально, в парах,подгруппах, но предварительно обговаривается с детьми предстоящая работа.:
Что будем делать ? Как?
Какое оборудование и материал понадобятся?
Как назовем игру?
Для кого мы будем ее изготавливать ? (Для себя, для малышей, для друзей и т.д.)?
Обязательно, всеми вместе, продумывать правила, которые должны выполняться детьми и взрослыми.
Цель: расширение социальных контактов, расширение представлений в какой-либо области действительности,
использование одного из способов получения информации- консультация со специалистом.
Необходимость приглашения гостя можно обосновать через создание проблемной ситуации или постановку
проблемного вопроса, ответ на который группа найти не может. В таком случае воспитатель рассказывает о
Вопросы и беседы
Игры и задания:
Ситуации, которые
можно обсудить;
Придуманные
истории о предметах;
человеке, который может решить проблему, или ответить на поставленный вопрос, предлагает детям
пригласить этого человека в гости.
Эффективный методический прием – создание стимулирующей вопросы детей вопросно – ответной ситуации.
Причем вопросы должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны игнорировать прозвучавший вопрос,
но заметить, поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно задуматься над проблемой вместе с
детьми: действительно, почему что-то происходит так, а не иначе. Оказывается, многие когда-то уже слышали
что-то об этом и могут рассказать что думают, так что возникает обмен мнениями среди детей, аналог
«мозговой атаки» у взрослых.
Важно дать детям возможность высказать свои версии происходящего, почувствовать себя компетентными.
поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы,
объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также пытаясь интересно, компетентно, честно
отвечать на прямые вопросы детей.
Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с функциями и видами различных продуктов и
материалов человеческой деятельности. Практическим подспорьем воспитателю может оказаться такой прием:
предложить детям продолжить придаточные предложения, образованные при помощи союзных слов чтобы; так
как; когда; зачем; потому что; из-за того; что; всякий раз; когда; может быть; из-за того; что и т.д.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами ( в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей
образовательной среды:
обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по вопросам;
позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
позволяет на уровне самостоятельности освоить ( закрепить, апробировать материал, изучаемый в совместной деятельности со
взрослым.
1.6 .Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Создание условий для самовыражения средствами искусства
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при
помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. Для того чтобы дети научились выражать себя
средствами искусства, педагог должен:
планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения; создавать атмосферу принятия и поддержки во
время занятий творческими видами деятельности;
оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения
для детей разных групп и родителей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда
должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: экспериментированием
живописью, рисунком, изготовлением различных поделок, конструированием, , различными видами ремесел, поделками по дереву, из
глины и пр.
Интерактивные технологии в работе с детьми
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми по художественно- эстетическому развитию, экспериментированию и
познавательному развитию осуществляю постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),
аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»: Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют
умение договариваться, последовательно,
сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации. Внедрение в
образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств
дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные
стандарты.
«Хоровод»: На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут.
Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как
умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию
начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»: Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в
команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного
общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений
задания.
«Карусель» Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим
коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка
такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
«Интервью»: На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология
«Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к
взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах»: В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек.
Применение технологии групповой работы дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу,
работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»: «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности».
Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные
наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они
общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Большой круг»: Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать
навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную
задачу.
«Дерево знаний»: Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний».
Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет
педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок
рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снижает нервную нагрузку дошкольников,
дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий. Интерактивное обучение – несомненно,
интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает
реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных возможностей. Использование интерактивной
технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных
отношений
2. Содержательный раздел
2.1.Возрастные особенности
Характеристики особенностей развития детей 5- 6 лет.
В возрасте от 5 до 6 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования
и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных
цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может
произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на возможность экспериментирования и
изобразительного искусства, познавательную деятельность. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать
образы .Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К пяти годам круг изображаемых
детьми предметов, довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием частей
тела, частей головы, одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими
техническими умениями и навыками.
В процессе восприятия произведений изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того , что им больше
нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения
искусства, в которых переданы понятные им чувства и
отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми)
.
Характеристики особенностей развития детей 6 - 7 лет.
Возраст 6—7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и
точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное
и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании
.К шести годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей
активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет
представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети седьмого
года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает нагляднообразное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных
предметов и явлений.
2.2. Содержание разделов программы
1.Работа с листьями.
Техника работы с листьями, ветками благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического
мышления, творческих способностей. Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
целеустремлѐнности, любви к природе и желанию сохранить нашу планету чистой. В основе работы лежит объединение природного
материала между собой. В процессе занятий и при использовании полученных поделок педагог может решить многие задачи обучающего
и воспитательного характера. Экспериментирование сопровождается познавательными рассказами различной направленности . Создавая
модели из природного материала , ребѐнок постоянно работает с геометрическими фигурами, в процессе складывания одна геометрическая
фигура преобразуется в
другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и
т.д. ), признаки их сходства и различия. При создании различных фигур педагог сообщает детям
информацию экологического характера. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2.Работа с ветвями .
Технология изготовления картин из деревьев, ветвей, листьев помогает педагогу показать детям путь самореализации в творческой
деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с
нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки
материала. У детей дошкольного возраста (5-7лет) формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют
свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами .
. В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обработки материала.
Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них
бережное отношение к окружающей природе. развития мелкой моторики пальцев.
3 Огуречный конструктор. Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликации и
конструирования : складывание огурцов в разных направлениях, разными способами в разных направлениях.
4.Изготовление древесных скульптур. Изготовление скульптуры – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей.
Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления отличается степенью сложности.
Развивается необычное, образное видение.
5.Работа с разными материалами ( картонные тубы, различные семена ,диски, фольга)
Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
для игр детей;
для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );
2.3.Учебно- тематический план
№
Название темы
Группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
1
Работа с листьями
6
6
2
Работа с цветами
6
6
3
Работа с ветвями
6
6
4
Работа с деревьями
6
6
5
Работа с овощами и фруктами
6
6
6.
Работа с разными бросовыми материалами
6
6
36
36
Итого в год
2.4.Учебный план
возраст
5-6 лет
6-7 лет
Время одного
занятия
25мин.
30 мин.
Периодичность
в неделю
1
1
Кол-во часов в
неделю
25 мин.
30 мин.
Кол-во
занятий в месяц
4
4
Кол-во часов в
месяц
1ч. 40 мин.
2ч.0 0 мин.
Кол-во
занятий в год
36
36
Работа с листьями
Организационное: «знакомство с разнообразным материалом»
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.
Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно готовить поделки, вызвать
желание поэкспериментировать с ним, выявлять свойства и связи. Бумага, картон, пластилин, ткань ,семена и плоды
растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки.-1 занятие.
«Осенние картины»
Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и
флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон,
клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.- 3 занятия.
«Сказочные герои леса»
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять
различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое
воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые,
сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена.
Демонстрационные рисунки с поделками.- 2 занятия.
Работа с цветами
Человечки
Очень просто будет сделать плоских осенних человечков из цветочков и листков. Использоваться может как сухой, так и
свежий материал – главное, чтобы элементы были не поврежденными и гармонировали друг с другом по цвету.
Продуманная композиция приклеивается к бумаге, после чего необходимые детали дорисовываются -2 занятия.
Открытки
Безусловно, к легким поделкам относятся и открытки, для оформления которых подходят и живые, и засушенные
цветы. Так, под контролем родителей ребенок может сделать красивую поделку в стиле ретро. Из материалов и
инструментов подготовить придется только заготовку для открытки с круглым «окошком», засушенные анютины
глазки, ленты и не очень густой клей ПВА. Композиция собирается из одного крупного раскрытого цветка, цветочка
поменьше, закрытого бутончика и пары стебельков. Важно расположить ее таким образом, чтобы она помещалась в
«окне» открытки. – 2 занятия.
Животные и насекомые
Из цветочных лепестков на бумаге можно собирать изображения каких угодно животных, птиц и насекомых. К примеру,
очень красочной получается бабочка из свежих и засушенных бутончиков, а также мелких листков. Помимо природного
материала, в работе также задействуются картон, ножницы, прозрачная самоклейка, скотч и коктейльные трубочки.- 2
занятия.
Работа с ветвями
Заготовка материала для поделок
Природные материалы доступны и практически бесплатны. Собрать ветки можно во время прогулки в парке, в лесу, на
даче или просто на улице. Запасать такой материал лучше весной или осенью.- 1 занятие.
Звездочка из веток
Из ровных прутиков получаются отличные звездочки.
Для поделки нужно пять веточек одинаковой длины. Если их предварительно просушить и покрыть прозрачным лаком,
то поделка получится прочной.
1. Для скрепления деталей удобно применить канцелярские резинки, шнур, ленты или проволоку.
2. Будет удобнее справиться с задачей, если заготовки сразу разложить на столе в форме звезды.
3. Заготовки скрепить в местах соединения.
4. К этим креплениям легко приделать дополнительные элементы декора, например, пуговицы или бусины.
- 2 занятия.
Рамка для фотографий
Для осуществления этой задумки понадобятся прутики или веточки, основа из дерева, клеевой пистолет.
1. Используя клеевой пистолет, веточки крепят на деревянную основу. Дизайн рамки лучше продумать заранее.
2. При желании можно дополнить изделие дополнительными декоративными элементами (мох, срезы дерева, бусины и
так далее).
Таким способом можно оформить зеркало. Или применить для декора срезы дерева.
-1 занятие.
Венок для дома
1. Из проволоки надо сделать круг, диаметр которого соответствует диаметру будущего изделия.
2. Приготовленные веточки связать в одинаковые пучки при помощи проволоки.
3. Закрепить пучки веток на проволочном кольце при помощи проволоки.
4. Завершить изготовление венка можно покрасив его краской.
5. Изделие можно дополнить шишками, колокольчиками, лентами, бусами.
Таким образом можно сделать и оригинальное декоративное украшение к Рождеству.- 2 занятия.
Работа с овощами и фруктами
Огуречный конструктор( по замыслу).- 2 занятия
Рассматривание образцов поделок из овощей и фруктов.- 2 занятия.
Конструирование различных поделок из овощей и фруктов – 2 занятия.
Работа с разными бросовыми материалами
Осенний букет из шишек своими руками
Букет из шишек станет прекрасным подарком и украшением интерьера. Для его изготовления закрепляем проволоку за
чешуйками сосновых веток.- 2 занятия.
Поделки из тыквенных семечек
Тыквенные семечки легко окрасить обычным пищевым красителем. Окрашенные и подсушенные тыквенные семечки
становятся хорошим материалом для поделок в технике мозайки.- 2 занятия.
Разнообразные поделки из разнообразных материалов в соответствии с темой недели – 8 занятий.
2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива, инициативность активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская
инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Способы и направления поддержки детской инициативы
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников
совместной деятельности:
Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре экспериментирования, один
ребенок будет конструировать из листьев , а другой возьмёт шишки и сделает замысловатую фигурку. Должно быть отведено время
на занятия по выбору —так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение
детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот,
что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует
забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам:
ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности,
выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит,
что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что
предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей Не все дети занимают активную позицию, не
могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь. Оказание не директивной помощи детям.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют
уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно
бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают
и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными
интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу
. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых
творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие
вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым
вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы,
побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Однако полноценной развивающей
среды и партнерской позиции взрослого, о которых
говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений,
выражения своих чувств и мыслей. Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому.
Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно
это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом
социальных отношений.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусств ,педагог должен:
планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей
разных групп и родителей.
Для того чтобы стимулировать художественное развитие , познавательное развитие и интерес к экспериментированию детей, важно:
ежедневно предоставлять детям возможность реализовать свои творческие замыслы в центре изобразительного творчества ,центре
экспериментирования и центре воды и песка;
обучать детей правилам безопасности при работе с изобразительными материалами, природными материалами и сопутствующими
инструментами;
создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том
числе и менее активных).
использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем художественного и познавательного развития
проявлять творчество в аппликации, рисовании, изготовлении различных поделок из природного материала.
3. Условия реализации программы.
3.1.Кадровое обеспечение.
Занятия по инновационной программе «Бионика» проводятся педагогом Гущиной Татьяной Андреевной, первая квалификационная
категория.
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой ( «Крошка архитектор»). Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя
из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, соблюдение прав и свобод воспитанников. Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию. Обеспечивает и анализирует
достижения воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьюторные технологии. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
3.2..Информационное обеспечение.
электронные ресурсы:
.Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программ в детском саду созданы необходимые материально- технические условия (смотри в паспорте групп)
Формы аттестации.
Реализация программы не предполагает проведения аттестации . В процессе контроля после прохождения темы дети выполняют
творческие задания, организуются выставки, конкурсы, проводится наблюдение.
3.3. Оценочные материалы.
Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Цветные ладошки».
Изучение результативности образовательных результатов, обучающихся строится на основе: входной и итоговой (результат каждой
возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и
определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Ю.А. Афонькиной «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе
интеграции ФГОС».