муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. зав. по ВМР
___________Бондарь К.В.
«____» _____________2025г
Заведующий МАДОУ №38
______________Николаева Ю. А.
Приказ № ___ от «___» ____________2025г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Разноцветный звукоряд»
Художественно-эстетическая направленность
Возраст обучающихся 5-6 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор-составитель: Берестова С.М.
Музыкальный руководитель
МО Сухой Лог
2025 год
Содержание
№
п/п
I
Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1. Направленность общеразвивающей программы
1.1.2. Актуальность общеразвивающей программы
1.1.3. Отличительная особенность программы
1.1.4. Адресат общеразвивющей программы
1.1.5. Особенности организации образовательного процесса
1.1.6. Объём и срок освоения программы
1.1.7. Форма организации образовательного процесса
1.2.
Цели и задачи
1.3.
Учебный план
1.4.
Содержание программы
1.5.
Форма аттестации и оценочные материалы:
II
Организационно-педагогические условия
2.1.
Методическое обеспечение программы
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Список литературы.
Приложение
1
Страницы
2
2
2
3
5
5
5
5
6
6
8
9
15
16
16
16
17
18
I Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность общеразвивающей программы
Музыка, сопровождает человека с самого рождения и украшает самые, главные,
радостные моменты в жизни. Маленький ребёнок успокаивается и засыпает от пения мамы.
Детки постарше весело пританцовывают, услышав знакомую музыку, но самый большой
интерес к музыке появляется у ребёнка, когда он сам становиться исполнителем, будь то голос
или музыкальный инструмент, пусть даже детский. Всегда интересно наблюдать за детьми,
которые находиться рядом с открытой крышкой пианино. Они не могут пройти, не нажав
клавишу, это у них происходит на подсознательном уровне, т. к. они хотят услышать звук,
музыку.
Обращая на это внимание, я сделала вывод, что игра на инструментах является одним из
любимых видов деятельности на занятии, тем более что игра способствует развитию
музыкальной памяти, внимания, помогаетпреодолеть излишнюю застенчивость, скованность. На
занятиях мы используем разнообразные музыкальные инструменты. Наибольший интерес
вызывают диатонические колокольчики. Это очень яркие, звонкие инструменты, которые
развивают гармонический, полифонический, тембровый и динамический слух. Что является
частью музыкального воспитание и в условиях ФГОС ДО имеет важное значение в
эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. В соответствии с современной
научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода
детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы по
музицированию на диатонических колокольчиках «Разноцветный звукоряд» - художетсвенноэстетическая. Программа направлена на знакомство детей с детским музыкальным
инструментом, изучение звуков-нот; знакомство строения звукоряда в музыке; развивает у
детей слух и интонацию; формирует исполнительские умении и художественный вкус.
Программа способствует развитию творческого потенциала, формированию основ
музыкальной культуры, развитию эмоциональной сферы, повышению уверенности в себе и
самооценки. Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и
невербального общения, готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки
мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к
восприятию. Обучение игре на диатонических колокольчиках развивают ещё и чувство
ритма, музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух.
Также способствуют развитию музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по
цветным партитурам.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое
внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольника. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование приобретает новое
звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и
стеснительности ребят, ведь они выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках
перед зрителями. Дети играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, по
цветным партитурам (нотам,что приводит к развитию целого комплекса музыкальных
способностей.
2
1.1.2. Актуальность общеразвивающей программы
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагоговпрактиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично
меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль
становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный
слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко
тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если
чувство
ритма
несовершенно,
то
замедляется
становление
развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит
примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие
слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу
интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Игре на детских музыкальных
инструментах в Детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское
музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. А диатонические
колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый,
динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы, до
«до» II-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты
соответствует цвету используемых педагогом набору диатонических колокольчиков.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
звукоряд» для детей 5 - 6 лет (Далее - Программа) разработана в соответствии
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
требованиям к программе дополнительного образования.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими
правовыми документами:
1.Федеральный
«Разноцветный
с требованиями
образования и
нормативными
закон от 29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2.Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-p.
5.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодел‹и» (далее — СанПиН).
8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
3
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее — Порядок).
12.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15.Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015
№
AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16.Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
17.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования
на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
4
1.1.3. Отличительная особенность программы
Педагогическая целесообразность обусловлена художественным совершенством,
самобытностью музыкального языка, национально – стилевыми и жанровыми
признаками. Музыка способствует развитию творческого потенциала, формированию
основ музыкальной культуры, развитию эмоциональной сферы, повышению уверенности
в себе и самооценки.
1.1.4. Адресат общеразвивющей программы
Характеристика особенностей музыкального развития детей (5-6 лет)
Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают
новых
по
качеству
результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том
числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более
целенаправленный характер: отчётливее проявляются интересы, способность даже
мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.
Дети начинают проявлять в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и
ориентироваться в пространстве, внимательнее реагируют на звучание музыки, лучше
согласовывают движения с её характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим
возможностям, дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание
музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на
детских музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной
грамоте. Все это является базой для разностороннего музыкального развития ребенка.
Некоторые особенности музыкального развития детей 5–6 лет:
Развитие культуры слушания. Дети интересуются музыкой, многое помнят, просят
повторить любимое произведение. Они различают первичные жанры музыки и виды
музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки.
Формирование музыкального мышления. Дети готовы к анализу относительно
сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать и обобщать некоторые
из них по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию).
Чувство ритма. Дети чутко улавливают метр, акценты, пульсацию, ритмический
рисунок, музыкальную форму, темп произведения.
Проявление творчества. Дети проявляют творчество при исполнении песен, танцев,
а также в музыкальной сюжетной игре.
Освоение навыков игры на детских музыкальных инструментах. Дети
овладевают простейшими приёмами игры на ударных инструментах (барабан, бубен,
треугольник и др.), запоминают их устройство, по тембру различают звучания.
Важно учитывать, что не все дети одного возраста одинаковы по уровню
музыкального развития, существуют значительные отклонения в силу индивидуальных
особенностей.
1.1.5. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Общее количество часов в неделю – 50 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут
1.1.6. Объём и срок освоения программы
Год обучения
Старшая группа
Количество занятий
в месяц
8
в год
72
5
Количество детей в
группе/подгруппе
10/5
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Разноцветный звукоряд» 1 год.
Форма обучения: очная
1.1.7. Форма организации образовательного процесса
Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является
разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и
практические, исполнительские и творческие занятия), так же по содержанию; базируется
на развивающих методах обучения детей; При реализации программы используется
традиционная модель - линейная последовательность освоения содержания в течение
одного года обучения.
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересу сформированы
группы обучающихся одного возраста, являющейся основным составом объединения.
Состав группы постоянный. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе,
составляет от 5 до 10 человек. Ожидаемая максимальная численность детей,
одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых
реализацию программы одновременно для всего 10 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе – 5 человек.
Формы и методы работы по программе
В процессе прохождения Программы используются различные формы и методы для
формирования универсальных учебных действий:
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа)
-наглядные (демонстрация, ИКТ технологии),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (детское музицирование),
-поисковые (индивидуальная импровизация)
Основные формы работы:
- образовательная деятельность,
- игровая деятельность.
- совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Основные приемы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-импровизация (создание собственной мелодии)
-викторина, проект.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: Формирование у детей навыков игры на диатонических
колокольчиках при помощи цветных партитур.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и
музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие
ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на
различных детских музыкальных инструментах.
4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
6
Воспитательные:
1. Активизировать внимание ребёнка, работу его мысли, его эмоциональную и
эстетическую отзывчивость.
2. Воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
3. Воспитывать творческую инициативу.
4. Воспитывать сознательное отношение между детьми.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций
организма
6. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать
и любить музыку.
Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального
общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания,
ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в
коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и
тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует
внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за
правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу
обучения на этих музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным
участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к
психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и
скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Планируемые результаты освоения программы
Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведёт к
всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.
Таким образом, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников. А совместное музицирование активизирует внимательность, развивает
дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение
своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на музыкальных
инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля,
независимо от уровня его способностей. Это способствует психологической раскованности
и помогает детям справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формирует
дружелюбную атмосферу в группе.
В результате обучения по данной программе дети:
-формируется чувство коллективизма, сплочённости дошкольников и умение следовать
общей идее;
- формирование эмоциональной сферы ребенка
- развитие интеллектуальных, творческих и музыкальных способностей.
- развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- формирование положительного эмоционально - оценочного отношения к шедеврам
искусства, заложение основ личностной культуры
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками:
• познакомиться с названиями музыкальных инструментов
7
• овладеть приёмами игры на музыкальных инструментах (клавесы, диатонические
колокольчики, металлофоны)
• овладеть навыками ансамблевого исполнения
• понимать дирижёрский жест руководителя, выразительные особенности
звукоизвлечения и звуковедения.
• научится изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений, хлопков,
щелчков, притопов
• научиться вырабатывать скорость реакции, умение ждать и находить момент
вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит
одновременно, он начинает воспринимать музыку через движения
• совершенствует ранее приобретенные навыки владения темпом, динамикой, ритмом.
Научиться взаимодействовать между собой и музыкой
• научиться различать тембровое звучание инструментов.
1.3. Учебный план
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только
слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды
восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Музыка приучает ребенка к ежедневному
труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает
особое видение окружающего мира.
Содержание программы построено в последовательности с нарастанием сложности
исполнения. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает
передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления,
творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
№ Название раздела (Темы)
Количество часов
Формы контроля
п/п
Теория
Практика
Всего
1
Знакомство с инструментом
1
1
2
2
Обучение игре произвольно
2
10
12
3
Работа с цветными партитурами
4
12
16
4
Работа с длительностями
4
12
16
5
Работа над ансамблем
6
20
26
72
1.4. Содержание программы
8
Промежуточная аттестация в виде
концерта/ концертного
выступления
Промежуточная аттестация в виде
концерта/ концертного
выступления
Промежуточная аттестация в виде
концерта/ концертного
выступления
Итоговая аттестация в виде
концерта/ конкурса
Тематическое планирование
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Тема
1 занятие Знакомство с
диатоническими
колокольчиками.
Этапы работы
Знакомство детей с новым музыкальным
инструментом.Пробуждение интереса.
Прослушивание музыкальных
произведений с использованием
диатонических колокольчиков.
2 занятие Знакомство с
цветными партитурами.
Навыки чтения
партитуры.
Знакомство детей с цветными
партитурами.
Ритмические игры.
Знакомство с музыкальным
термином «a capella».
3 занятие Знакомство с
приёмами и с особенностью
игры на диатонических
колокольчиках.
Практические навыки.
Обучение детей правильно держать
колокольчик, извлекать звук и
контролировать собственные действия.
Знакомство с понятием «Исходная
позиция».
4 занятие Закрепление
материала.
1занятие Знакомство с
обозначением
длительностей на
партитурах.
Практические навыки.
Повторение и закрепление
пройденного материала за месяц.
Знакомство детей с музыкальным
термином «Длительность».
Обучение детей пропевать
длительности: (восьмые на «ти», «ли»
а четверти на «Бом». Обучение детей
своевременновступать и заканчивать
игру в соответствии с музыкой,
сохраняяобщий темп.
Знакомство с понятием«Одноголосная
партитура».
9
2 занятие закрепление
знаний о длительностях с
помощью партитуры
«Лесенка»
Разбор и чтение новой партитуры.
Ритмическая игра.
Музыкальный тренажёр «Звуковые
дорожки».
3 занятие Исполнение
партитуры «Лесенка».
Повторение знакомой песенки.
(Допускается, что мелодию в
партитуре с помощью указки
показывает ребёнок)
Ритмические игры.
Знакомство с музыкальным
термином «Темп».
Повторяем и закрепляем цветовуюгамму
в разных вариациях исполнения.
(Одна подгруппа детей исполняет
произведение на инструментах, другая
поёт. Меняются местами. Всягруппа детей
играет на инструментах, один ребёнок
выступает солистом.
Прочтение партитуры и разучивание
мелодии
в
медленном темпе.
(Обращаем
внимание
детей
на
направление движения мелодии.)
Музыкальный тренажёр «Звуковые
дорожки».
Знакомство с музыкальным
термином «Piano».
4 занятие Закрепление
пройденного материала.
Декабрь
1
занятие «Совушка».
2
занятие Работа над
партитурой
«Совушка».
3 занятие Разучиваниеигры Разучивание слов и соединение с
«Зоркий глаз», закрепление
мелодией. Знакомим детей с новым
песенки «Совушка»
музыкальным термином «Forte»
Объяснение правил игры. (Умение детей
быстро реагироватьна смену показа нот,
контролировать свои движения
10
руки, в которой находится колокольчик.
Следить за тем, чтобыпосле игры своего
звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в
исходную позицию.)Знакомство с
музыкальнымтермином «Дирижёр».
4 занятие Закрепление игры
«Зоркий глаз».
Январь
Закрепление и «концертное» исполнение
песенки «Совушка». Вариативное
исполнение игры, где дирижёром выступает
ребёнок.
Слушание музыки «Маленькой ёлочке» сл.
З.Александровой, муз. М. Красева. Беседа о
содержании. Прочтение партитуры,
проработка длительностей.
Знакомство с термином «Crescendo
Разучивание слов. Соединение слови
мелодии. Музыкальный тренажёр
«Звуковыедорожки».
1 занятие Знакомство с
партитурой «Маленькой
ёлочке».
2 Занятие Работа над
партитурой «Маленькой
ёлочке».
Февраль
3
Занятие Исполнение
песни «Маленькой
ёлочке».
4
Занятие Закрепление
пройденного материала.
Закрепление песни.(Умение детей слушать
друг друга ивнимательно следить за нотами
в партитуре.) Музыкально дидактическая
игра «Птица и птенчики» На развитие
звуковысотного слуха.
Выступление на празднике с песней
«Маленькой ёлочке» для малышей
Повторение изученного материала
(импровизация)
1 занятие Музыкальнаяигра
«В имена»
Объяснение правил игры.(Каждый ребёнок
пропевает и проигрывает свое имя в разных
вариациях).Знакомство с музыкальным
термином «Diminuendo».
2Занятие Музыкальная
Закрепление игры.
11
игра «В имена».
Март
Ритмические корточки. Музыкальный
тренажёр «Звуковыедорожки».
Объяснение правила игры. (Педагог
играет на своём колокольчике
определённый ритмический рисунок.
Дети его пытаются запомнить и
воспроизвести друг за другом, или по
выбору педагога.) Знакомство с
музыкальнымтермином «Реприза»
1
Занятие
Музыкальнаяигра
«Ритмическое эхо»
2
Занятие Понятие
«Интервалы».
Практические навыки
Знакомство детей с новым музыкальным
термином «интервал».(Обучение игре
интервалов) Знакомство с понятием
«Двухголосная партитура».
3
Занятие Знакомство
спартитурой
«Паровоз»
Практическая работа
Слушание музыкального произведения,
беседа о характере,темпе, динамике.
Чтение и разборпартитуры.
Ритмические упражнения. Разучивание слов
песни исоединение с мелодией.
4
Занятие
Знакомство с музыкальным термином
«Мажор, минор» Музыкально
дидактическая игра «Лесенка»
Работа с песней
«Паровоз», «Милая
мама»
Апрель
1 занятие «Паровоз»,
«Весенняя капель»
Закрепление песни «Паровоз»
Прослушивание песни, беседа о
характере, темпе, динамике.
Разучивание партитуры к песне
«Весенняя капель». (дети
подыгрывают на инструментах в
проигрыше песни.) Знакомство с
музыкальнымтермином «Staccato»
12
Закрепление песни. (Умение детейиграть в
ансамбле, внимательно слушая друг
друга.) Знакомство с музыкальным
термином «Legato»
2 занятие «Весенняя
капель»
3 занятие «Два весёлых
гуся»
Прослушивание песни, беседа о
динамике, темпе, характере. Разбор
партитуры. Ритмические упражнения.
4 занятие «Два весёлых
гуся»
Май
Закрепление мелодии, разучиваниеслов.
Соединение слов с мелодией.
Музыкальный тренажёр «Звуковые
дорожки».
Ребята сами выкладывают
одноголосную партитуру и
исполняют её все вместе.
Ритмические упражнения.
1 занятие
«Импровизация»
2 занятие.
«Импровизация»
Ребята выкладывают двухголосную
партитуру и исполняют её. Ритмические
упражнения.
3 занятие «Жучка»
Прослушивание произведение.
Беседа о характере, темпе,
динамике. Разбор партитуры.
Ритмические упражнения.
Итоговое занятие в концертной форме для
родителей
4 занятие
«Праздничный концерт»
13
Календарный учебный график
Возраст
Время
Периодичность Количество Количество Количество Количество
одного
в неделю
часов в
занятий в
часов в
занятий в
занятия
неделю
месяц
месяц
год
5-6 лет
№
1
2
3
4
5
6
7
8
25 мин.
2
50 мин.
8
2025-2026 учебный год
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
3 ч. 20 мин.
72
Учебный год
38
50 мин.
72
14
20
1 октября текущего года
31 декабря – 8 января
31 мая текущего года
Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только
слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды
восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Музыка приучает ребёнка к ежедневному
труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, даёт
особое видение окружающего мира.
Содержание программы построено в последовательности с нарастанием сложности
исполнения. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает
передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления,
творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
1. Знакомство с инструментом. Детям рассказывают о внешнем виде, материале и
звучании диатонических колокольчиков.
2. Обучение игре произвольно. Детей учат играть на колокольчиках под музыку и без
неё.
3. Работа с цветными партитурами. Детей знакомят с нотами для диатонических
колокольчиков и учат читать по ним.
4. Изучение приёмов игры. Детей учат правильно держать колокольчик, извлекать
звук и контролировать собственные действия.
5. Знакомство понятия «Исходная позиция». Детей учат фокусировать слуховое
внимание и готовность к исполнению, а так же к окончанию исполнения.
6. Работа с длительностями. Детей знакомят с музыкальным термином
«Длительность» и учат пропевать длительности. Работа с ритмом.
7. Обучение двухголосию. Мелодию прорабатывают в медленном темпе,
останавливаясь на каждом интервале.
8. Соединение с другими музыкальными инструментами. Например, с
диатоническими металлофонами, для более богатого звучания.
9. Работа с ансамблем. Детей учат соединять оркестровую партитуру с песней, при
этом играя свои партии, они должны содержать динамику звучания.
10. Работа над выразительностью. Детей учат добиваться точности исполнения
ансамблевого звучания.
14
1.5. Форма аттестации и оценочные материалы:
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие этапы мониторинга:
начальный мониторинг (сентябрь);
текущий мониторинг (в течении всего учебного года);
промежуточный (по изучаемым темам);
итоговый мониторинг (май)
Подведение итогов реализации образовательной программы осуществляется с
помощью следующих форм занятий: выступление, открытое занятие, игра, показ детских
достижений (видео/фотоотчет).
Формы аттестации. Реализация программы не предполагает проведения аттестации. В
процессе контроля после прохождения темы дети выполняют творческие задания,
проводится наблюдение, выступление для родителей.
Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «Разноцветный звукоряд».
Уровень
сложности
Стартовый
Год
обучения
1
количество
академических часов
Разделы
(модули)
Введение в программу
всег теор практика
о
ия
4
3
1
Формы
промежуточной
(ИТОГОВОЙ)
аттестации
собеседование
Отчётный
Классическое
34
6
28
концерт
музицирование под
музыку
34
6
28
Исполнение на публику
Итого за первый год обучения: 72 часа
Диагностический инструментарий:
Критерии оценки результативности определяются на основании содержания
образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
В конце 1 года обучения
Ф.И. ребенка
Критерии оценки
Да/нет/иногда
Называет все цвета диатонических
колокольчиков
Правильно читает партитуры
Чётко прохлопывает
ритмические рисунки
Различает тембр
Может самостоятельно придумать
мелодию и сыграть её
Чисто интонирует
15
Изучение результативности образовательных результатов, обучающихся строится на
основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного
образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребёнка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребёнком с целью изучения его индивидуальных
особенностей. (Диагностический инструментарий И. Каплунова, И. Новоскольцева
программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»
II Организационно-педагогические условия
2.1.Методическое обеспечение программы
Наглядно-демонстрационный
Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми.
Составление перспективного планирования по программе с учетом методических
рекомендаций по организации работы с детьми.
Разработка конспектов образовательной деятельности по игре на музыкальных
колокольчиках на основе перспективного плана.
Изучение дополнительных материалов по диатоническим колокольчикам.
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Слуховая гимнастика
3. Основная часть:
a. Беседа
b. Музицирование на колокольчиках
.
c. Музыкально-ритмические движения
4. Игра.
5. Релаксация (слушание музыки).
6. Итог занятия, прощание
Дидактические материалы при использовании программы представлены в приложении №1 .
2.2. Условия реализации программы
Кабинет для занятий – музыкальный зал МАДОУ № 38, учебная мебель,
соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Оборудование: звукотехническое оборудование (колонки, синтезатор/
пианино, компьютер, проектор, экран).
Музыкальные инструменты: (диатонические колокольчики, металлофоны, клавесы)
Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным
пространством, где могут заниматься от 5 до 10 детей.
16
2.3 Список литературы.
1. Бублей С.П. Детский оркестр. / Ленинград: Музыка 1983г. 103с.
2. Бабинова Н.В. Сказки-шумелки как средство развития слухового восприятия детей
дошкольного возраста./ Санкт-Петербург Детство-пресс. 2024г78с.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. / Москва. «Просвещение» 1989г. 262с.
4. Н. П. Кононова Н.П. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. /Издательство: М., Просвещение. 1990г. 159с.
5. Карнишова Е.А. Игра на диатонических колокольчиках. / Издательство «Лань». «Планета
музыки» 2024г. 40с.
6. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7лет песни и упражнения для развития голоса./
Издательство Сфера. 2022г
7. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет песни и упражнения для развития голоса./
Издательство Сфера. 2022г;
8. Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и
начальному муз.воспитанию../Издательство «Бином» Лаборатория знаний» 2019г. 80с.
9. Интернет - источники:
https://vk.com/video-174983055_456239030?ysclid=me9qyz0j7p185560799
17
Приложение 1
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает групповую работу с детьми, создание условий для их
самовыражения и коллективного творчества.
Для этого понадобится большая предварительная работа педагога.
-В первую очередь педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем
будут исполнять дети. Композиция должна быть не сложной и лёгкой в исполнении.
-Затем педагог должен разработать несложную партитуру, по которой будут играть
в дальнейшем самостоятельно дети. Если ребята, впервые знакомятся с колокольчиками,
необходимо обязательно провести ознакомительное занятие - на котором ребята смогут
рассмотреть колокольчики, потрогать их, «позвонить» ими. Обязательно нужно
объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у колокольчика есть своя песенка и
он её поёт.
Например: красный колокольчик поёт свою песенку, когда я показываю красную
карточку, оранжевый поёт – когда показываю оранжевую и т.д. Таким образом можно
поиграть с детьми, чтобы каждый ребёнок смог лучше ориентироваться по показу
педагога. Если ребята, уже знакомы с колокольчиками, можно приступать к следующему
этапу – ознакомление с композицией. И только после этого начинается разучивание игры
на колокольчиках.
-На следующем этапе к нам на помощь придёт цветовая партитура. Цветовая
партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки.
Цветные партитуры для музыкальных занятий, предназначены для работы с
группой детей из 8 человек. Цветная партитура–это доступный и интересный способ
знакомства детей с звуковысотностью в музыке.
Партитуры можно изготовить самыми разными способами:
-партитура изготовлена в программе «фотошоп» и других подобных программах;
- один из увлекательных способов является видеопартитура (ребята с огромным
интересом и восторгом играют на колокольчиках глядя на экран);
- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана, цветной бумаги,
картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить
привлекая к работе детей, что достигает ещё больше радости и ярких впечатлений для
ребят)
Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно
использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с
цветами колокольчиков.
Приступая к работе детей с диатоническими колокольчиками, главная задача
состоит в том, чтобы правильно играть на них.
С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется
интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На
музыкальных занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения.
Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из
любимых дел на музыкальном занятии. Умелое и грамотное использование
диатонических колокольчиках приведёт к всестороннему развитию музыкальных
способностей наших детей.
18
Примерные схемы цветных партитур
19
20
21
22
23