1
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
СОГЛАСОВАНО:
Зам. зав по ВМР______________
Бондарь К.В.
«___»___________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 38
____________ Николаева Ю.А.
Приказ от №____ «___» ___________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Уральские традиции»
Направленность: художественно- этетическая
Стартовый уровень
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор составитель:
Худорожкова Н. М.
педагог дополнительного образования
МО Сухой Лог, 2025
2
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы………………………………......................
Пояснительная записка………………………………………………………………………….
Направленность программы……………………………………………………………………….
Актуальность программы………………………………………………………………………….
Отличительные особенности программы………………………………………………………...
Адресат программы………………………………………………………………………………..
Объем и срок освоения программы………………………………………………………………
Форма обучения……………………………………………………………………………………
Особенности организации образовательного процесса…………………………………………
Режим занятий……………………………………………………………………………………...
Цель и задачи программы……………………………………………………………………….
Цель программы……………………………………………………………………………………
Задачи обучения……………………………………………………………………………………
Содержание программы…………………………………………………………………………
Учебный план ……………………………………………………………
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
7
Содержание учебного плана……………………………………………
8
Планируемые результаты……………………………………………………………………….
Требования к приобретаемым знаниям и умениям……………………………………………...
Формируемые компетенции и личностные качества……………………………………………
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения…………………………...
Комплекс организационно-педагогических условий………………………………………...
Календарный учебный график…………………………………………………………………
27
27
27
28
30
30
Условия реализации программы……………………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение………………………………………………………….
Информационное обеспечение……………………………………………………………………
Кадровое обеспечение……………………………………………………………………………..
Формы аттестации………………………………………………………………………………..
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………………...
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов…………………………
Оценочные материалы…………………………………………………………………………..
Перечень дневников наблюдений………………………………………………………………...
42
42
42
42
43
43
43
44
44
Методические материалы…………………………………………………….…………………
Особенности организации образовательной деятельности……………………………………..
Методы обучения и воспитания…………………………………………………………………..
Формы организации образовательной деятельности……………………………………………
Формы организации учебного занятия…………………………………………………………...
Педагогические технологии……………………………………………………………………….
Алгоритм учебного занятия……………………………………………………………………….
Дидактические материалы………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………………………
45
45
45
45
46
46
48
49
51
3
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уральские
традиции» (далее Программа) реализует содержание дополнительного образования
культурологической направленности, удовлетворяя образовательные потребности детей в
интеллектуальном, творческом и нравственном совершенствовании.
Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность
педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его
личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественноэстетический вкус. Данная Программа ориентирована на
активизацию творческих
способностей детей, их мировосприятия и культуру поведения.
Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным
программным документам. В Программе представлены современные идеи и актуальные
направления развития декоративно-прикладного творчества детей.
Актуальность Программы связана с выполнением социального заказа на формирование
целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом
необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно
органичное существование человека в окружающем мире.
Отличительной особенностью данной Программы, является то, что она дает
возможность в процессе занятий получать комплексное обучение, которое основано на
народных традициях и сочетает в себе различные виды художественного творчества. Это,
прежде всего, такие виды художественного творчества, как: народное пение, народная
хореография, освоение техники изготовления традиционного костюма, традиционной куклы,
фольклорный театр. Приобщение подрастающего поколения к знаниям своей национальной
культуры – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и
навыки, получаемые на занятиях, нужны в их дальнейшей жизни.
Адресат программы
Дети системы дополнительного образования преимущественно в возрасте 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. (1 октября – 31 мая) включает в себя 64
учебных часа.
Форма обучения
Очная форма обучения.
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с учебным планом. Состав группы – постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общий объем часов в год - 64 ч, для группы детей 5- 7 лет 2 часа в неделю (одно занятие по 25
минут 2 раза в неделю)
4
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности детей посредством изучения различных элементов
народного творчества, приобщения к декоративно-прикладному искусству и мировому
духовно-нравственному наследию.
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:
Направленность
задач
Образовательные
Уровень
освоения
программы
Ознакомительн
ый
(направленные на
достижение
предметных
результатов
обучения)
Базовый
Развивающие
Углубленный
Ознакомительн
ый
(направленные на
достижение
метапредметных
результатов
обучения)
Базовый
Углубленный
Воспитывающие
(направленные на
достижение
личностных
результатов
обучения)
Ознакомительн
ый
Базовый
Формулировка задачи
1. Расширить общие представления о народной культуре
в современном мире.
2. Ознакомить с основными направлениями народного
творчества.
1. Ознакомить с основными понятиями, применяемыми в
народной культуре.
2. Сформировать представления о народных традициях.
1.Сформировать навыки
1. Создать условия для развития творческих способностей
детей с использованием межпредметных связей (лепка,
рисование, шитьё, игровые виды деятельности).
1.Сформировать
умение
самостоятельно
решать
поставленную задачу.
2. Сформировать алгоритмическое мышление.
3. Развить логическое, креативное мышление детей.
4.Развить речь детей в процессе анализа проделанной
работы.
5. Развить творческое мышление и добросовестное
отношение к работе.
1. Создать условия для развития способностей к
формализации,
сравнению,
обобщению,
синтезу
полученной информации с имеющимися у детей
знаниями.
2.
Сформировать
умение
применения
языков
(естественных и формальных) и иных видов знаковых
систем, технических средств коммуникаций в процессе
передачи информации от одного субъекта общения к
другому.
1. Формирование технологической культуры по
изучению народных традиций и экономической
культуры;
2. Развить основы коммуникативных отношений внутри
микрогрупп и в коллективе в целом.
1. Воспитать этику групповой работы.
2. Воспитать отношения делового сотрудничества,
взаимоуважения.
3. Развитие самостоятельности в решении творческих
задач
5
Содержание программы
Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития
детей, его позитивную социализацию, социальное, культурное, профессиональное
самоопределение и творческую самореализацию, а также на формирование у детей
универсальных учебных действий, практико-ориентированных знаний, умений и навыков.
Детям дается общее представление о традиционной культуре, как к целостному,
социально значимому явлению. За время обучения они овладевают основами комплексного
подхода к фольклору в процессе его освоения детьми. Наряду с этим происходит
культурологическое развитие детей путём приобщения к народному творчеству, создаётся
особая среда для формирования общих интересов и совместной деятельности взрослых и
детей, для формирования высоких духовных качеств личности, воспитания чувства
причастности к своему народу, его истории, культуре. Осуществляя учебно-воспитательный
процесс, объединение решает следующие задачи:
– формирование у детей устойчивого интереса к традиционной русской культуре;
– развитие творческих способностей детей через их собственную художественную
деятельность в различных областях традиционной народной культуры (поэтической,
музыкальной, хореографической, прикладной и т.д.)
– создание благоприятных условий для формирования творчески активной личности.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и
знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством
эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала
многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели
песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал
народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея,
ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни
взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной
и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью,
заботой и терпимостью.
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей.
Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей и «живой»
фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и
традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития
личности ребенка.
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические,
экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет
активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль
народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на
общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство
учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику:
непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят
реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального
мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема
сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая на занятиях знания
народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления,
которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к
историческим памятникам, к фольклору. Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит
песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью.
С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре
своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.
6
Принципы организации образовательной среды
1. Активность детей, которые вовлекаются в творческий процесс изучения основ
традиционной культуры.
2. Творческая позиция: в ходе занятий дети осознают, обнаруживают, «открывают» уже
известные идеи, закономерности, а также что еще более важно, свои ресурсы, возможности и
особенности.
3. Диалогичность: продуктивная обучающая деятельность педагога с детьми возможна
лишь в ситуации диалога.
4. Осознание результативности: универсальным средством достижения высокого уровня
образованности является закрепление результатов обучения в виде выполнения творческих
работ, участия в выставках и фестивалях.
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
Название раздела
Традиции праздников осеннего
календаря.
Традиции
праздников
зимнего
календаря.
Традиции праздников весеннего
календаря.
Традиции праздников летнего.
Всего
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
17
8,5
8,5
14
7
7
20
10
10
13
64
6,5
32
6,5
32
Формы
аттестации/контроля
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
7
Содержание учебного плана
Раздел 1.Традиции праздников осеннего календаря
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Общая характеристика
учебного процесса. Знакомство с программой и правилами поведения в объединении. Режим
работы. Правила безопасности труда на занятиях. Изучение индивидуальных особенностей
детей.
Опрос начальных знаний об осенних праздниках.
Тема 1.2 Кузьминки
Теория: Куклы Кузьма и Демьян.
Практика: Игры в парах.
Наблюдение
Тема 1.3. Комариные песни
Теория: Разучивание частушек, скороговорок.
Практика: Исполнение песен, игры на внимательность «Как у дедушки Егора»,
«Челнок».
Наблюдение за правильностью выполнения упражнений и движений.
Тема 1.4. Свадебные традиции.
Теория: Кукольные парочки.
Практика: Игры в кругу для развития коммуникативных навыков «Сидит олень»,
«Летел, летал воробей».
Наблюдение за развитием коммуникативных навыков
Тема 1.5. Понятие ярмарки на Руси.
Теория: Покровские ярмарки
Практика: Разучивание основных этапов ярмарок
Опрос начальных знаний по пройденным темам.
Тема 1.6. Фома и Ерёма – ярмарочные зазывалы.
Теория: Разучивание дразнилок и потешек про Фому и Ерёму.
Практика: Сочинение сказок про Фому и Ерёму.
Наблюдение за работой по составлению сюжетов сказок.
Тема 1.7. Отношение к хлебу на Руси.
Практика: Загадки о хлебе, пословицы, поговорки. Игровая пластическая партитура:
«Зеркало», «Комар», «Бабочка».
Опрос на тему «Хлеб – всему голова».
Тема 1.8. Семья.
Теория: Глава семьи.
Практика: Сказка «Колобок».
Наблюдение за работой по данной теме.
Тема 1.9. «На Казанскую»
Теория: Праздник «День народного единства».
Практика: Рассказ о национальных героях Минине и Пожарском.
Наблюдение за правильностью составления рассказа.
Тема 1.10. Воинские традиции.
8
Теория: Дмитриев День
Практика: Мужская кукла «Куклак».
Опрос по теме «Воинские традиции».
Тема 1.11. Осенние куклы.
Теория: Кукла Параскева-пятница.
Практика: Изготовление куклы Параскевы.
Наблюдение за изготовлением куклы.
Тема 1.12. Итоговое занятие по осенним праздникам и традициям.
Теория: Традиции осеннего календаря.
Практика: Осенние игры, куклы.
Опрос по разделу «Традиции осеннего календаря».
Раздел 2. Традиции праздников зимнего календаря
Тема 2.1. Зимние сказки
Теория: Сказка «Морозко»
Практика: Игры «Шёл козёл дорогою», «Заплетися плетень».
Наблюдение за умением играть в кругу
Тема 2.2. Зимние занятия крестьян .
Теория: Как изготавливали ткань
Практика: Игры «Били лён, били», «А мы сеяли, сеяли лянок».
Наблюдение.
Тема 2.3. Ярмарки на Руси.
Теория: Как готовились к ярмарке
Практика: Игра «Уж ты зимушка, зима», «Из-за леса, из-за гор».:
Наблюдение.
Тема 2.4. Зима.
Теория: Мороз – красный нос. Загадки о зиме.
Практика: Сказка «Мороз – красный нос» - нарисовать.
Мини-выставка работ обучающихся.
Тема 2.5. Зимние забавы.
Теория: Кукла Екатерина-санница.
Практика: Изготовление куклы Екатерины-санницы.
Опрос по теме «Зимние забавы».
Тема 2.6. Начало учебы на Руси.
Теория: Отличия и сходства греческого и славянского алфавитов.
Практика: Загадки про учение, азбуку, цифры. Пальчиковые игры для развития мелкой
моторики. Игры на координацию.
Наблюдение за работой на занятии.
Тема 2.7. Праздник Рождества.
Теория: Виды кукол для Рождественского спектакля.
Практика: Изготовление кукол для рождественского спектакля.
Выставка работ обучающихся.
9
Тема 2.8. Устройство ящика для спектакля.
Теория: Передвижение кукол.
Практика: Репетиция Росдественского представления.
Наблюдение за умением импровизировать во время представления.
Тема 2.9. Подготовка рождественского спектакля.
Теория: Разучивание слов, песен.
Практика: Знание наизусть слов.
Наблюдение за знанием текста спектакля.
Тема 2.10. Святки.
Теория: Рождественские колядки.
Практика: Представление рождественского спектакля.
Наблюдение за правильностью сыгранных ролей рождественского представления.
Тема 2.11. Гадания на Руси.
Теория: Отношение к гаданиям.
Практика: Потешные гадания на предметы.
Наблюдение за работой на занятии.
Тема 2.12. Емелина неделя
Теория: Смысл Емелиной недели, её значение и необходимость.
Практика: сказка «По щучьему велению».
Наблюдение за умением находить главную мысль в сказке.
Тема 2.13. Ефимкина неделя.
Теория: Смысл Ефимкиной недели, её значение и необходимость.
Практика: Прибаутки, сказки, игры. Архангельские сказки о Шише.
Наблюдение за умением находить главную мысль в сказке.
Тема 2.14. Итоговое занятие по праздникам зимнего календаря.
Теория: Конь – олицетворение солнца.
Практика: Изготовление коня из мочала.
Опрос по теме «Праздники зимнего календаря».
Раздел 3. Традиции праздников весеннего календаря.
Тема 3.1. Василий-капельник.
Теория: Сказка «Царевна Несмеяна».
Практика: Пальчиковые игры «Купим мы, бабушка тебе курочку».
Наблюдение за работой по выполнению пальчиковых игр.
Тема 3.2. Весна-красна.
Теория: масленичные песни.
Практика: Разучивание песен.
Наблюдение за правильностью мотива и текста песни.
Тема 3.3. Масленица.
Теория: Описание куклы.
Практика: Изготовление куклы Масленицы. Игры «Дударь», «Хрен».
Наблюдение за работой по скручиванию куклы.
Тема 3.4.Театр «Петрушка»
Теория: Знакомство с традицией Петрушечных балаганов
10
Практика: Разучивание слов театра «Петрушки».
Наблюдение за работой по разучиванию текстов.
Тема 3.5. Постные блюда
Теория: Традиции постного стола
Практика: Кукла «Хозяйка дома».
Наблюдение за работой.
Тема 3.6. Весна-красна.
Теория: Сороки.
Практика: Заклички. Пальчиковые игры «Испечём оладушки», «Молотком стучу,
стучу».
Наблюдение за работой.
Тема 3.7. Апрель-водолей.
Теория: Благовещенье.
Практика: Изготовление птичек.
Наблюдение за правильностью изготовления птичек.
Тема 3.8. Сокровища Нижней Синячихи.
Теория: И.Д. Самойлов.
Практика: Основные приёмы уральской домовой росписи.
Выставка работ учащихся.
Тема 3.9. Уральская домовая роспись.
Теория: Законы композиции на предметах быта.
Практика: Построение на разделочной доске.
Выставка работ учащихся.
Тема 3.10. Мезенская роспись.
Теория: Основные приёмы мезенской росписи.
Практика: Выполнение открытки с использованием мезенской росписи.
Выставка работ учащихся.
Тема 3.11. Пасха.
Теория: Подарки на Пасху.
Практика: Расписывание писанок и крапанок.
Выставка работ учащихся.
Тема 3.12. Пасхальные игры.
Практика: Игры: «Где коки паришь?», катание яиц.
Наблюдение за правильностью выполнения правил игры.
Тема 3.13. Пасхальные сувениры.
Теория: Разновидности и назначение пасхальных подарков.
Практика: Изготовление корзиночки.
Выставка работ учащихся.
Раздел 4.
Тема 4.1. Традиции праздников летнего календаря.
Теория: Красная горка. Период свадеб.
Практика: Изучение песен свадебного репертуара.
Наблюдение за правильностью произнесения текстов и мелодии.
11
Раздел 4.2. Егорьев день.
Теория: Сигналы пастухов.
Практика: Игры «Шла коза по лесу», «Сидели 2 медведя».
Наблюдение за работой на занятии.
Тема 4.3. День победы.
Теория: Песни о войне.
Практика: Песни Сухоложского района «Солнышко на закате».
Наблюдение за работой по постановке голоса.
Тема 4.4. Сев.
Теория: Заклички дождю и радуге.
Практика: Изготовление куклы «Зернушка».
Наблюдение за работой.
Тема 4.5. Весенние хороводы
Теория: Значение хороводов.
Практика: Игры в кругу.
Наблюдение за работой на занятии.
Тема 4.6. День славянской письменности и культуры.
Теория: Значение для русской азбуки разработка нового алфавита Кириллицы.
Практика: Значение букв алфавита, составленного Кириллом и Мефодием.
Наблюдение за работой по значению слов на Кириллице.
Тема 4.7. Троица.
Практика: Троицкие хороводы.
Наблюдение за правильностью выполнения движений в хороводе.
Тема 4.8. Пряники.
Теория: Традиции изготовления пряников.
Практика: Роспись пряников.
Выставка работ детей.
Тема 4.9. Итоговое занятие по летним календарным праздникам.
Теория: Систематизация знаний и умений, приобретенных за год обучения.
Устный опрос детей.
12
Планируемые результаты
Требования к приобретаемым знаниям и умениям
Направленность
требований
Знать
Уровень освоения
программы
Ознакомительный
Базовый
Понимать
Углубленный
Ознакомительный
Базовый
Углубленный
Уметь
Базовый
Углубленный
Формулировка требований
название основных традиционных праздников,
народных кукол
основные правила народных игр
последовательность
работы
при
изготовлении
традиционных народных кукол
название и назначение различных народных
промыслов
знание песен и игр различной степени сложности
назначения тех или иных игр и песен применительно к
календарному кругу праздников
соблюдать требования техники безопасности
умение применять знания по традиционным
праздникам на практике
отличать календарные праздники в соответствии с
бытовавшими традициями
работать в коллективе в соответствии с нормами
делового сотрудничества и взаимоуважения
самостоятельно подбирать игры и песни к
конкретному празднику
принимать участие в выставках, ярмарках и конкурсах
по декоративно-прикладному искусству и фольклорных
фестивалях
Формируемые компетенции и личностные качества
у детей повысится степень сосредоточенности и целеустремленности;
дети смогут самостоятельно воспроизвести игры и песни в соответствии годовым
праздничным кругом
дети повысят уровень своих творческих способностей к самостоятельному поиску,
используя творчество и фантазию;
дети смогут воспроизвести традицию празднования конкретного праздника или
обычая;
у детей повысится уровень способностей сопоставлять, сравнивать, анализировать и
творчески подходить к выполнению работ;
дети научатся следовать нормам делового общения в коллективе, повысится уровень
их коммуникативных способностей
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
личностные результаты:
сформированное ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, наличие осознанного выбора и построения дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
13
сформированное осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, социальных и экономических особенностей;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
сформированные коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, творческой и других видов деятельности;
сформированные ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
предметные результаты
(выборочные результаты освоения дисциплин Технология, ИЗО, МХК):
распознавание традиционных игр и песен в соответствии с назначением их применение;
14
владение средствами и формами фольклорного театра (Вертепное представление, театр
«Петрушки»);
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических
задач;
решение творческих задач, импровизирования, работы с материалами, сочинения сюжетов
сказок;
оценивание своей способности к труду, осознание ответственности за качество результатов
труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, наличие
экономической культуры при выполнении работы;
умение в доступных формах выражать себя в формах художественно- прикладного
творчества;
стремление внести красоту в быт;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы в группе,
эффективное сотрудничество;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
15
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Первый год обучения
Место проведения занятий: кабинет дополнительного образования, время проведения – согласно расписанию занятий учебных групп.
Группа
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
10.35 – 11.00 ч
Группа № 6
15.45 – 16.15 ч
Группа № 7
10.35 – 11.00 ч
15.45 – 16.15 ч
16.25 – 16.50 ч
Группа № 8
09.00 – 09.30 ч
09.40 – 10.00 ч
Группа № 18
№
п/п
Чис
ло
Ме
ся
ц
Количество часов
Форма занятия
Тема занятия
Всего
Теори Прак
я
тика
Раздел 1. Традиции праздников осеннего
календаря.
17
8,5
8,5
Форма контроля
1.1
10
10
Беседа
Вводное занятие.
1
0,5
0,5
1.2
12
10
Беседа, практическое
занятие.
Кузьминки. Игры в кругу. Загадки.
1
0,5
0,5
Опрос начальных знаний о знаниях
традиционных праздников.
Наблюдение
за
умением
детей
разгадывать загадки.
1.3
17
10
Практическое
занятие.
Комаринные песни. Частушки, скороговорки. Игры на
внимательность
1
0,5
0,5
Наблюдение за умением самому
придумывать сюжеты сказок
Комаринные песни. Частушки, скороговорки. Игры на
внимательность.
Свадебные традиции.
1.4
19
10
Практическое
занятие.
1.5
24
10
Беседа, практическое
занятие.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью
выполнения упражнений и движений.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
коммуникативных навыков
развитием
Кукольные парочки. Игры в кругу.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью
выполнения упражнений и движений.
1.6
26
10
Беседа, практическое
занятие.
1.7
31
10
Беседа, практическое
занятие.
Понятие ярмарки на Руси.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
коммуникативных навыков
1.8
02
11
Беседа, практическое
занятие.
Покровские ярмарки.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
составления рассказа.
1.9
07
11
0,5
0,5
09
11
Фома и Ерёма ярмарочные зазывалы. Дразнилки.
Сказки.
Загадки о хлебе, загадки, игровая пластическая
партитура.
1
1.10
Беседа, практическое
занятие.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
1.11
14
11
Беседа, практическое
занятие.
Семья. Глава семьи. Сказка «Колобок»
1
0,5
0,5
1.12
16
11
Практическое
занятие.
Праздник «День народного единства», «На Казанскую».
Минин и Пожарский.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
составления рассказа.
1.13
21
11
Беседа, практическое
занятие.
Воинские традиции Дмитриев день. Мужская кукла
«Куклак».
1
0,5
0,5
Опрос на тему : «Воинские традиции».
1.14
23
11
Практическое занятие
Параскева-пятница. Изготовление куклы Параскевы.
1
0,5
0,5
Наблюдение за изготовлением куклы
1.15
28
11
Беседа, практическое
занятие.
Осенние куклы. Кукла Параскева-пятница.
Изготовление куклы Параскевы.
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой по данной теме.
1.16
30
11
Беседа, практическое
занятие.
1
0,5
0,5
1.17
05
12
Беседа, практическое
занятие.
1
0,5
0,5
14
7
7
Зимние сказки. Загадки. Игры.
1
0,5
0,5
Наблюдение за умением играть в кругу
Зимние занятия крестьян .
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой.
Осенние куклы. Кукла Параскева-пятница.
Изготовление куклы Параскевы.
Итоговое занятие по осенним праздникам.
Раздел 2. Традиции праздников зимнего
календаря.
2.1
07
12
2.2
12
12
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
развитием
правильностью
Опрос начальных знаний по
пройденным темам.
Опрос на тему «Хлеб – всему голова».
Наблюдение за работой по данной теме.
правильностью
Наблюдение за работой по данной теме.
Текущий контроль. Опрос по разделу
«Традиции осеннего календаря».
17
занятие.
Как изготавливали ткань. Игры «Били лён, били», «А
мы сеяли, сеяли лянок».
Ярмарки на Руси. Как готовились к ярмарке. Игра «Уж
ты зимушка, зима», «Из-за леса, из-за гор».
1
0,5
0,5
Зима. Мороз-красный нос. Загадки о зиме. Сказки.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
1
0,5
0,5
Наблюдение за умением играть в кругу
1
0,5
0,5
Мини-выставка работ обучающихся.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
2.3
14
12
Беседа, практическое
занятие.
2.4
19
12
Беседа, практическое
занятие.
2.5
21
12
Беседа, практическое
занятие.
Зимние забавы. Сказка «Два мороза».
2.6
26
12
Беседа, практическое
занятие.
2.7
28
12
Беседа, практическое
занятие.
Начало учебы на Руси. Сказки. Загадки. Пальчиковые
игры.
Праздник Рождества. Виды кукол для Рождественского
спектакля. Изготовление кукол для рождественского
спектакля.
2.8
16
01
Беседа, практическое
занятие.
Устройство ящика для спектакля. Передвижение кукол.
Репетиция Рождественского представления.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
2.9
18
01
Святки.
Рождественские колядки.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
2.10
23
01
Беседа, практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Представление рождественского спектакля
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
выполнения работы.
2.11
25
01
Практическое
занятие.
Гадания на Руси. Отношение к гаданиям. Потешные
гадания на предметы.
1
0,5
0,5
Наблюдение
импровизировать.
2.12
30
01
Практическое
занятие, беседа.
Емелина неделя. Сказка «По щучьему велению»
1
0,5
0,5
Наблюдение.
2.13
01
02
Беседа, практическое
занятие.
Ефимкина неделя. Прибаутки. Сказки. Игры.
Архангельские сказки о Шише.
1
0,5
0,5
2.14
06
02
Беседа, практическое
занятие.
Итоговое занятие по праздникам зимнего календаря.
1
0,5
0,5
Раздел 3. Традиции праздников весеннего календаря.
Василий-капельник. Сказка «Царевна-Несмеяна»,
пальчиковые игры.
20
10
10
1
0,5
0,5
3.1
08
02
Беседа, практическое
занятие
Наблюдение за работой.
правильностью
за
умением
Наблюдение.
Наблюдение.
Наблюдение за работой по выполнению
пальчиковых игр.
18
3.2
13
02
Беседа, практическое
занятие.
3.3
15
02
Беседа, практическое
занятие.
20
02
Беседа, практическое
занятие.
3.5
22
02
Беседа, практическое
занятие.
3.6
27
02
Беседа, практическое
занятие.
3.7
29
02
Беседа, практическое
занятие.
3.8
05
03
Беседа, практическое
занятие.
3.9
07
03
Беседа, практическое
занятие.
3.10
12
03
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие
3.4
3.11
14
03
3.12
19
03
3.13
21
03
3.14
26
3.15
28
Весна-красна. Масленичные песни. Разучивание песен.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью мотива
и текста песни.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью мотива
и текста песни.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью мотива
и текста песни.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью мотива
и текста песни.
1
0,5
0,5
Наблюдение за правильностью мотива
и текста песни.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
скручиванию куклы
Театр «Петрушка» . Знакомство с традицией
Петрушечных балаганов. Разучивание слов театра
«Петрушки».
1
0,5
0,5
Разучивание слов театра «Петрушки».
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой по разучиванию
текстов.
Постные блюда. Традиции постного стола. Кукла
«Хозяйка дома».
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
скручиванию куклы.
Весна-красна. Сороки. Заклички. Пальчиковые игры
«Испечём оладушки», «Молотком стучу, стучу».
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
изготовления птичек.
Разучивание песен.
Разучивание песен.
Разучивание песен.
Разучивание песен.
Масленица. Описание куклы. Изготовление куклы
Масленицы. Игры «Дударь», «Хрен».
Апрель-водолей. Благовещенье. Изготовление птичек.
работой
по
Наблюдение за работой по разучиванию
текстов.
Беседа, практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие
Сокровища Н. Синячихи. И.Д. Самойлов. Основные
приёмы письма уральской домовой росписью.
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой.
03
Беседа, практическое
занятие
Уральская домовая роспись. Композиционное
построение на разделочной доске.
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой.
03
Беседа, практическое
Уральская домовая роспись. Композиционное
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой.
работой
по
правильностью
19
занятие
Беседа, практическое
занятие.
построение на разделочной доске.
Основные приёмы Мезенской росписи. Выполнение
открытки с помощью мезенской росписи.
Основные приёмы Мезенской росписи. Выполнение
открытки с помощью мезенской росписи.
3.16
02
04
3.17
04
04
Практическое
занятие.
3.18
09
04
Беседа, практическое
занятие
3.19
11
04
Беседа, практическое
занятие
3.20
16
04
Беседа, практическое
занятие
4.1
18
04
4.2
23
04
4.3
25
04
4.4
30
04
4.5
02
05
4.6
07
05
4.7
09
05
Беседа, практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие.
4.8
14
05
Беседа, практическое
занятие.
4.9
16
05
Беседа, практическое
занятие.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
1
0,5
0,5
Раздел 4. Традиции праздников летнего календаря
Красная горка. Период свадеб. Изучение песен
свадебного репертуара.
13
11,5
11,5
1
0,5
0,5
Изучение песен свадебного репертуара.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Сев. Заклички радуге и дождю. Сказка «Золотой волос».
1
0,5
0,5
Весенние хороводы. Сказка «Умный мужик». Игры в
кругу.
1
0,5
0,5
Пасха. Подарки на Пасху. Расписывание писанок и
крапанок.
Выставка работ учащихся.
Пасхальные игры. Игры: «Где коки паришь?», катание
яиц.
Итоговое занятие. Пасхальные сувениры.
Разновидности и назначение пасхальных подарков
Изготовление корзиночки.
Егорьев день. Сигналы пастухов. Сказка «Таинственные
человечки».
День победы. Песни о войне. Песни Сухоложского
района «Солнышко на закате».
День победы. Песни о войне. Песни Сухоложского
района «Солнышко на закате».
Выставка работ.
Наблюдение
за
правильностью
произнесения текстов и мелодии.
Наблюдение за работой по постановке
голоса.
Наблюдение за работой по умению
находить главную тему и смысл сюжета
Наблюдение за работой по постановке
голоса.
Наблюдение за работой по постановке
голоса.
Наблюдение за работой по умению
находить главную тему и смысл сюжета
Наблюдение за работой на занятии.
День славянской письменности и культуры. Кирилл и
Мефодий.
1
0,5
0,5
Наблюдение за работой по знанию
значений букв на Кириллице.
Троица. Троицкие хороводы.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
правильностью
выполнения движений в хороводе.
20
4.10
21
05
4.11
23
05
4.12
28
05
4.13
30
05
Беседа, практическое
занятие.
Беседа, практическое
занятие.
Практическое
занятие, беседа.
Беседа, практическое
занятие.
Троица. Троицкие хороводы.
1
0,5
0,5
Наблюдение
за
правильностью
выполнения движений в хороводе.
Традиция изготовления пряников. Роспись пряников.
1
0,5
0,5
Наблюдение.
. Традиция изготовления пряников. Роспись пряников.
1
0,5
0,5
Итоговое занятие по теме традиционные праздники
летнего календаря.
1
0,5
0,5
Выставка работ обучающихся.
Устный
опрос
детей
по
теме
«Традиционные праздники летнего
календаря».
21
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
помещение аудитории, учебные комплекты мебели,
гигиеническим и пожарным нормам
нитки, ткани
ножницы в количестве 15 штук
канцелярские принадлежности: ручки, бумага, тетради
настенная демонстрационная доска.
соответствующее
санитарно-
Информационное обеспечение:
информационные плакаты;
контрольные задания, разработанные специально для проверки знаний обучающихся.
Кадровое обеспечение
Худорожкова Надежда Михайловна, 1973 г.р.
Место работы – , Свердловская область, г. Сухой Лог, .
Должность – педагог дополнительного образования.
Образование – средне - техническое (1992-1995 гг. Нижне – Тагильский индустриальнопедагогический техникум, швейное производство, специальность «Технолог швейного
производства. Мастер производственного обучения»).
Стаж работы – общий 22 года, педагогический 7 лет.
Домашний адрес – Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, 45а-58.
Рабочий телефон.
22
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
аналитический материал участия детей в конкурсных мероприятиях,
видеозаписи открытых занятий, выставок,
грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров,
журнал посещаемости,
материалы тестирования,
фотоотчет,
отзывы детей, родителей, законных представителей,
статьи на сайте образовательного учреждения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
выставка-демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы,
защита творческих работ,
открытые занятия
областные и региональные конкурсы декоративно-прикладного искусства, фольклорные
фестивали.
23
Оценочные материалы
Перечень дневников наблюдений
Наблюдение за работой по правильной постановке голоса.
Наблюдение за работой по изготовлению традиционных народных кукол.
Наблюдение за работой по знаниям традиционных игр.
Наблюдение за работой по росписи яиц.
Наблюдение за работой по росписи пряников.
Наблюдение за работой по Мезенской и Урало-сибирской росписи.
Методические материалы
Особенности организации образовательной деятельности
В рамках реализации программы Уральской инженерной школы на 2015 – 2034 гг.,
созданной по инициативе губернатора региона Е.В. Куйвашева и поддержанной президентом
России В.В. Путиным, посредством освоения технологий сетевого взаимодействия с
муниципальными образовательными учреждениями различных типов практикуются открытые
занятия, выставки-демонстрации достижений, взаимные посещения учебных занятий
участниками образовательной деятельности городского округа.
Методы обучения и воспитания
словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ),
наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом,
практический - упражнения, практические задания, наблюдения,
дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения,
проблемное обучение - самостоятельная разработка изделия,
репродуктивный, игровой в случае проведения мини-выставок,
мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
упражнение в репродуктивной деятельности,
поощрение успешного достижения положительного результата,
стимулирование на самостоятельную работу, участие в выставочной и конкурсной
деятельности.
Формы организации образовательной деятельности
групповая форма организации проведения бесед, словесного поиска практических решений,
индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения
упражнений, конкурсной деятельности,
индивидуальная форма защиты проектов.
24
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику проводятся беседы, мини-выставки,
практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации внеучебной
деятельности проводятся открытые занятия, выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали.
Педагогические технологии
Технология мастерских (Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, С.Френе). Технология мастерских
является одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых
знаний. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание и обучение,
направленное на развитие творческой деятельности учащихся. Педагог создает атмосферу
открытости, доброжелательности, включает эмоциональную сферу ребенка, будит личную
заинтересованность, не торопится дать решение задачи, он работает вместе со всеми, вместе
участвует в поиске. Результаты такой работы можно выразить следующими словами: открыл,
почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался. Каждый ощущает радость собственного
открытия, свою значимость, уважение неповторимости другого.
Технология коллективно-творческой деятельности. Данная педагогическая
технология разработана И.П.Ивановым. Это система условий, методов, приемов и
организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие
группы детей на принципах гуманизма. В основе технологии коллективной творческой
деятельности лежит приобретение навыков творчества и труда совместно со сверстниками и с
педагогом. Цель: создание условий для раскрытия творческих возможностей каждого
воспитанника, развитие действенно-практической сферы личности и навыков работы в
коллективе. В рамках деятельности объединения «» технология КТД применяется при создании
коллективных работ для выставок и выполнении тематических работ.
Игровые технологии (С.А.Шмаков). Игровые технологии являются одной из форм
обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу
обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и простые технологические операции, а
также позволяет сблизить и найти понимании между педагогом и детьми. Цель: активизация и
интенсификация деятельности детей. Игра делает эмоционально окрашенной монотонную
деятельность ребенка в процессе обучения и труда, а экспансивность игры активизирует все
психические процессы и функции ребенка. Понятие «игровые педагогические технологии»
включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Признак педагогической игры – четко поставленная цель
обучения и соответствующий ей педагогический результат. Основная функция игры – развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес.
Технология
личностно-ориентированного
развивающего
обучения
(И.С.Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику
деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие
жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей и
адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность,
стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в
различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных
способностей каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного развивающего
обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для правильного выбора
25
каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Задача педагога – так давать материал,
чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и
познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной
системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу составляют
дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема
сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной
физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной
деятельности учащихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель:
сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии должны
обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических
чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми,
природой и искусством. Они направлены на воспитание у детей культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию
представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!».
Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на
практике и не наносили вред здоровью.
26
Этапы
Блоки
Алгоритм учебного занятия
Подготовительный
1
Этап, задачи
учебного занятия
Организационный.
Подготовка детей к работе на
занятии.
2
3
4
Основной
5
6
7
Проверочный.
Содержание
Деятельности
Организация
начала
занятия,
создание
психологического
настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
Проверка и закрепление усвоения
знаний предыдущего занятия.
Установление остаточных знаний,
приобретенных на предыдущих
занятиях, выявление пробелов и их
коррекция.
Сообщение темы, цели учебного
Подготовительный (подготовка к
занятия и мотивация учебной
новому содержанию).
деятельности детей (например,
Обеспечение мотивации и принятие эвристический
вопрос,
учащимися
цели
учебно- познавательная задача, проблемное
познавательной деятельности.
задание).
Усвоение новых знаний и способов
Использование заданий и вопросов,
действий.
которые
активизируют
познавательную
деятельность
Обеспечение
восприятия, ребёнка.
осмысления
и
первичного
запоминания связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Применение пробных
изученного.
практических заданий, которые
сочетаются с объяснением
Установление
правильности
и соответствующих правил или
осознанности
усвоения
нового обоснованием.
учебного материала, выявление
ошибочных
или
спорных
представлений и их коррекция.
Закрепление новых знаний,
способов действий и их
применение.
Применение
упражнений,
выполняются
детьми.
Восприятие нового
материала, задачи.
Самооценка,
оценочная
деятельность
педагога.
Осмысление
возможного начала
работы.
Освоение новых
знаний.
Осознанное
усвоение нового
учебного
материала.
тренировочных Осознанное
заданий, которые усвоение нового
самостоятельно материала.
Обеспечение
усвоения
новых
знаний, способов действий и их
применения.
Обобщение и систематизация
Использование бесед и
знаний.
практических заданий.
Формирование целостного
Результат
Осмысление
выполненной
работы.
27
8
представления знаний по теме.
Контрольный.
9
Итоговый.
Итоговый
10
11
Использование
устного
(письменного) опроса, а также
Выявление качества и уровня заданий
различного
уровня
овладения знаниями, самоконтроль сложности
(репродуктивного,
и коррекция знаний и способов творческого,
поисководействий.
исследовательского).
Педагог совместно с
подводит итог занятия.
Рефлексия,
сравнение
результатов
собственной
деятельности с
другими,
осмысление
результатов.
детьми Самоутверждение
детей в
успешности.
Анализ и оценка успешности
достижения
цели, определение
перспективы последующей работы.
Рефлексивный.
Самооценка
детей
своей
работоспособности,
Мобилизация детей на самооценку.
психологического
состояния,
причин некачественной работы,
результативности
работы,
содержания и полезности учебной
работы.
Информационный.
Информация о содержании и
конечном
результате
задания,
Обеспечение
понимания
цели, определение места и роли данного
содержания, логики дальнейшего задания в системе последующих
занятия.
занятий.
Проектирование
детей собственной
деятельности на
последующих
занятиях.
Определение
перспектив
деятельности.
Дидактические материалы
Раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, упражнения и т.п.
представлены в Плане-конспекте учебных занятий.
28
Список литературы
Основная (Профильное направление):
1. Калужникова Т.И. Уральская свадьба. Издательский дом «Классика», 2014г.
2. Калужникова Т.И., Бекирова Г.И., Песни Сухоложья, СР ОД «Центр традиционной культуры ГО
Сухой Лог», 2016г.
3. Калужникова Т.И. Причитания и песни традиционной уральской свадьбы, «Уральское
издательство», 2013г.
4. Калужникова Т.И. Традиционный и детский песенный фольклор русского населения Среднего
Урала, «Свердловский областной Дом фольклора», 2013г.
5. Рублёв А.В., Рублёва Т.С., Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура,
Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2013г.
6. Успенская Н.Н., Липина В.В., «Народная литература Камышловского уезда», «Центр традиционной
народной культуры Среднего Урала», 2013г.
7. Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И., «Народный театр», 2013г.
8. Калужникова Т.И. , Уральский вокальный фольклор в записях Стяжкина И.Я., «Уральское
издательство», 2016г.
Дополнительная (Педагогическое направление):
1.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.:
«Просвещение», 2014. Науменко О.М. Творчествоведение на современном этапе [электронный
ресурс] / О.М. Науменко // Академия творческоведческих наук и учений [сайт] URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 15.01.2015).
2.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения//
Педагогика. 2014. №7.
3.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2015.
4. Науменко О.М. Творчествоведение на современном этапе [электронный ресурс] / О.М.
Науменко
//
Академия
творческоведческих
наук
и
учений
[сайт]
URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 15.01.2015).
5. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М.
Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – С-Пб, «Питер», 2015. – 240 стр.
Дополнительная (нормативно-правовое) направление:
1. Конвенция «О правах ребёнка». Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября
1989 года.
2. Декларация прав ребенка, 1959 год.
3. Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства от 12
декабря 1993 года.
4. Федеральный закон «О защите прав ребенка».
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24
июля 1998 года.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273ФЗ.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних от 24 июня 1999 года №120 –ФЗ.
29
8. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.
10. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р
11. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008.
12. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Письмо
Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СП 1.2.3685-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
13. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998
года № 26-ОЗ (с изменениями от 23 июня, 27 декабря 2004 года, 14 июня 2005 года, 7 марта
2006 года, 27 апреля 2007 года).
14. Закон Свердловской области «Об уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской
области» от 15 июля 2010г. №57-ОЗ
15. Устав МАДОУ №38
16. Программа развития МАДОУ №38
17. Образовательная программа МАДОУ №38
30