муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
СОГЛАСОВАНО:
Зам. зав по ВМР______________
Бондарь К.В.
«___»___________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 38
____________ Николаева Ю.А.
Приказ от №____ «___» ___________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Маленькие швеи»
Направленность: техническая
Стартовый уровень
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор составитель:
Худорожкова Н. М.
педагог дополнительного образования
МО Сухой Лог, 2025
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы………………………………......................
Пояснительная записка………………………………………………………………………….
Направленность программы……………………………………………………………………….
Актуальность программы………………………………………………………………………….
Отличительные особенности программы………………………………………………………...
Адресат программы………………………………………………………………………………..
Объем и срок освоения программы………………………………………………………………
Форма обучения……………………………………………………………………………………
Особенности организации образовательного процесса…………………………………………
Режим занятий……………………………………………………………………………………...
Цель и задачи программы……………………………………………………………………….
Цель программы……………………………………………………………………………………
Задачи обучения……………………………………………………………………………………
Содержание программы…………………………………………………………………………
Учебный план ……………………………………………………………
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
7
Содержание учебного плана……………………………………………
8
Планируемые результаты……………………………………………………………………….
Требования к приобретаемым знаниям и умениям……………………………………………...
Формируемые компетенции и личностные качества……………………………………………
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения…………………………...
Комплекс организационно-педагогических условий………………………………………...
Календарный учебный график…………………………………………………………………
27
27
27
28
30
30
Условия реализации программы……………………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение………………………………………………………….
Информационное обеспечение……………………………………………………………………
Кадровое обеспечение……………………………………………………………………………..
Формы аттестации………………………………………………………………………………..
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………………...
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов…………………………
Оценочные материалы…………………………………………………………………………..
Перечень дневников наблюдений………………………………………………………………...
42
42
42
42
43
43
43
44
44
Методические материалы…………………………………………………….…………………
Особенности организации образовательной деятельности……………………………………..
Методы обучения и воспитания…………………………………………………………………..
Формы организации образовательной деятельности……………………………………………
Формы организации учебного занятия…………………………………………………………...
Педагогические технологии……………………………………………………………………….
Алгоритм учебного занятия……………………………………………………………………….
Дидактические материалы………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………………………
45
45
45
45
46
46
48
49
51
Пояснительная записка
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Немалая роль
в осуществлении этого мудрого чеховского афоризма принадлежит занятиям в системе
дополнительного образования детей. Очень важно научить девочек, будущих женщин, хозяек,
культуре труда, одежды, поведения.
Программа «Маленькие швеи» по содержательной, тематической направленности является
научно-технической,
по функциональному предназначению – прикладной,
по форме
организации – групповой с элементами студийности, по времени реализации – одногодичной.
Целевая аудитория: дети в возрасте от 5 до 7, а также групповые занятия совместно с
родителями, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Количество групп: 1 группа из 5 человек.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы заключается
в ее практической, предпрофильной
направленности, в профориентационном развитии личности обучающихся, в творческом
развитии детей с целью обучения их научно-исследовательской деятельности;
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом
направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от
воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно
необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным
педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической
деятельности до 6-8 лет, в большинстве случаев не свяжет будущую профессию с техникой.
Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих
определенному возрасту методик. Для дошкольников это техническая пропедевтика,
подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к
занятиям техническим творчеством в дошкольном возрасте.
Педагогическая целесообразность программы заключается в личностноориентированном
подходе к обучению.
Новизна программы состоит в интеграции технологии шитья с театрализованным
представлением моделей – изделий на мероприятиях различного вида и уровней.
Цель программы:
Основной целью Программы является разработка системы формирования
у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами изготовления
изделий своими руками в соответствии с ФГОС ДО. Цель – создание условий для развития
личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративноприкладным искусством – шитья и вышивки. Формировать желание научиться шить и
вышивать.
Задачи:
- развитие трудовых, творческих способностей детей путем привлечения к
машинному труду.
-обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами;
- формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие
конструктивного мышления.
Образовательные:
- формировать представления обучающихся о культуре, значении и особенностях различных
видов швейных изделий;
- познакомить детей с комплектованием и деталями конструктора (в рамках программы),
видами конструкций;
- формировать у обучающихся интерес к технике, любознательность,
познавательную открытость.
Развивающие:
- содействовать развитию творческой активности ребенка;
- развивать у дошкольников мелкую моторику рук, внимание, память, образное и
пространственное мышление;
- способствовать расширению кругозора у детей и развитию представлений об
окружающем мире.
- развивать память, внимание, творческое мышление, воображение, различные формы
сенсорного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;
- развивать навыки работы со швейной машинкой;
Воспитательные:
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного детского
творчества;
- содействовать развитию у дошкольников организационно-волевых качеств личности
(терпение, воля, самоконтроль);
- воспитывать у детей ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам.
Для родителей:
-формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в
вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Паспорт Программы «Маленькие швеи»
Основание для разработки:
1. ст. 54., ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской
Федерации»;
2.Закон РФ от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
3. Закон РФ от 07.05.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
4. Постановления Правительства РФ от 15.09.2020г. №1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
5. СанПиН 2. 4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ);
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07. 2020 №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного
образования»;
8. Устав, локальные нормативные акты Исполнителя.
Сроки реализации Программы: 1 учебный год
Ожидаемые результаты реализации Программы: Уверенное владение всеми видами ручного
шитья и шитья на швейных машинах.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Направления работы с детьми.
Обучение технике выполнения швов на швейной машине
Обучение пришивания пуговиц, крючков
Обучение способам вышивания
Обучение пошиву игрушки
Обучение пришиванию бусин и бисера на ткань
Принципы построения педагогического процесса.
От простого к сложному.
Системность работ.
Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения.
Наглядные (показ педагога, пример- показ воспитанников, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование
художественного слова).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки детских работ, изготовление подарков ко Дню 8 марта.
Работа с родителями предполагает:
Информационные стенды, презентации о проведенной работе, индивидуальные
консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи.
1.5. Характеристика обучающихся
1.6. Объем и сроки освоения Программы
Срок реализации программы – 2 года.
Основной формой работы являются образовательная деятельность группой 5 человек 2 раза в
неделю по 30 минут. Программа рассчитана на 72 часа в учебный год.
1.7. Форма обучения
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам. Наполняемость в группе составляет
5 человек. Группы формируются из детей 5-6 лет и 6-8 лет.
1.8. Планируемые результаты Программы
-дети знают технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами,
используемыми при шитье;
- самостоятельно могут пришивать пуговицы различных форм к лоскутку ткани различной
структуры;
- знают основные виды швов при ручном шитье и шитье на швейных машинах;
- ставят заплатку, делают штопку;
- самостоятельно наносят выкройку-рисунок на ткань и вырезают ножницами;
- с помощью воспитателя сшивают детали 2-мя видами швов сметочным или петельным;
- пришивают бусины и бисер на ткань по рисунку;
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.
Завершением обучения является итоговая диагностика.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана программы определено с учетом общих дидактических принципов,
которые для детей с речевыми дефектами приобретают особую значимость: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
№
1 год обучения.
Тема занятия
1
Вводное. Техника безопасности.
2
Типы тканей
3
Виды ручных швов.
4
Шов «вперед иголкой»
Техника выполнения стежков на
картоне, на ткани
2
5
Шов «строчка»
Техника выполнения стежков на
картоне, на ткани
4
6
Шов «обметочный»
Техника выполнения стежков на
картоне, на ткани
4
7
Виды машинных швов
Техника выполнения стежков на
картоне, на ткани
4
Работа с тканью
2
4
8
Содержание
Кол-во
занятий
Изучение техники безопасности при 1
работе с иглой. Знакомство с
профессией
швеи,
швейными
принадлежностями (катушки, нитки,
игла,
ножницы,
наперсток,
сантиметровая
лента,
мел).
Обогащение словаря. 1
Какие по структуре, предназначение
тканей различной фактуры.
Определение лицевой и изнаночной
2
стороны ткани.
Вдевание нитки в иголку, узелок,
2
направление шва.
Прямая строчка
9
Швы вполгибку
Работа с тканью
10
Обработка края салфетки
Использование шва в подгибку
11
Заплатка
Способ постановки заплатки
4
12
Штопка
Способ штопанья
2
13
Пришивание пуговиц с ушком
Работа с готовым изделием
2
Работа с готовым изделием
14
Пришивание пуговиц с 2-мя
отверстиями
Работа с готовым изделием
2
15
Пришивание пуговиц с 4-мя
отверстиями
Изготовление игрушки
Разновидность игрушек
2
17
18
Обметка прорезной петли.
Навесная петля.
Пошаговое исполнение работы
Пошаговые действия
2
2
19
Изготовление прихватки
20
Изготовление игольницы
Обработка края, петелька.
Сшивание
краев,
набивка,украшение
21
Повторение пройденного
материала
16
4
петелька, 8
Изготовление работы по желанию
Итого:
14
72
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
помещение аудитории, учебные комплекты мебели,
гигиеническим и пожарным нормам
нитки, ткани
ножницы в количестве 5 штук
канцелярские принадлежности: ручки, бумага, тетради
настенная демонстрационная доска.
соответствующее
санитарно-
Информационное обеспечение:
информационные плакаты;
контрольные задания, разработанные специально для проверки знаний обучающихся.
Кадровое обеспечение
Худорожкова Надежда Михайловна, 1973 г.р.
Место работы – , Свердловская область, г. Сухой Лог, .
Должность – педагог дополнительного образования.
Образование – средне - техническое (1992-1995 гг. Нижне – Тагильский индустриальнопедагогический техникум, швейное производство, специальность «Технолог швейного
производства. Мастер производственного обучения»).
Стаж работы – общий 22 года, педагогический 7 лет.
Домашний адрес – Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, 45а-58.
Рабочий телефон.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
аналитический материал участия детей в конкурсных мероприятиях,
видеозаписи открытых занятий, выставок,
грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров,
журнал посещаемости,
материалы тестирования,
фотоотчет,
отзывы детей, родителей, законных представителей,
статьи на сайте образовательного учреждения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
выставка-демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы,
защита творческих работ,
открытые занятия
областные и региональные конкурсы декоративно-прикладного искусства, фольклорные
фестивали.
Оценочные материалы
Перечень дневников наблюдений
Наблюдение за работой за швейной машиной.
Наблюдение за работой по изготовлению традиционных народных кукол.
Наблюдение за работой с ножницами.
Наблюдение за работой по нанесению конструктивных линий.
Наблюдение за работой по правильному сшиванию изделий.
Методические материалы
Особенности организации образовательной деятельности
В рамках реализации программы Уральской инженерной школы на 2015 – 2034 гг.,
созданной по инициативе губернатора региона Е.В. Куйвашева и поддержанной президентом
России В.В. Путиным, посредством освоения технологий сетевого взаимодействия с
муниципальными образовательными учреждениями различных типов практикуются открытые
занятия, выставки-демонстрации достижений, взаимные посещения учебных занятий
участниками образовательной деятельности городского округа.
Методы обучения и воспитания
словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ),
наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом,
практический - упражнения, практические задания, наблюдения,
дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения,
проблемное обучение - самостоятельная разработка изделия,
репродуктивный, игровой в случае проведения мини-выставок,
мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
упражнение в репродуктивной деятельности,
поощрение успешного достижения положительного результата,
стимулирование на самостоятельную работу, участие в выставочной и конкурсной
деятельности.
Формы организации образовательной деятельности
групповая форма организации проведения бесед, словесного поиска практических решений,
индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения
упражнений, конкурсной деятельности,
индивидуальная форма защиты проектов.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику проводятся беседы, мини-выставки,
практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации внеучебной
деятельности проводятся открытые занятия, выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали.
Педагогические технологии
Технология мастерских (Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, С.Френе). Технология мастерских
является одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых
знаний. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание и обучение,
направленное на развитие творческой деятельности учащихся. Педагог создает атмосферу
открытости, доброжелательности, включает эмоциональную сферу ребенка, будит личную
заинтересованность, не торопится дать решение задачи, он работает вместе со всеми, вместе
участвует в поиске. Результаты такой работы можно выразить следующими словами: открыл,
почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался. Каждый ощущает радость собственного
открытия, свою значимость, уважение неповторимости другого.
Технология коллективно-творческой деятельности. Данная педагогическая
технология разработана И.П.Ивановым. Это система условий, методов, приемов и
организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие
группы детей на принципах гуманизма. В основе технологии коллективной творческой
деятельности лежит приобретение навыков творчества и труда совместно со сверстниками и с
педагогом. Цель: создание условий для раскрытия творческих возможностей каждого
воспитанника, развитие действенно-практической сферы личности и навыков работы в
коллективе. В рамках деятельности объединения «» технология КТД применяется при создании
коллективных работ для выставок и выполнении тематических работ.
Игровые технологии (С.А.Шмаков). Игровые технологии являются одной из форм
обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу
обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и простые технологические операции, а
также позволяет сблизить и найти понимании между педагогом и детьми. Цель: активизация и
интенсификация деятельности детей. Игра делает эмоционально окрашенной монотонную
деятельность ребенка в процессе обучения и труда, а экспансивность игры активизирует все
психические процессы и функции ребенка. Понятие «игровые педагогические технологии»
включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Признак педагогической игры – четко поставленная цель
обучения и соответствующий ей педагогический результат. Основная функция игры – развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес.
Технология
личностно-ориентированного
развивающего
обучения
(И.С.Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику
деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие
жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей и
адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность,
стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в
различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных
способностей каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного развивающего
обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для правильного выбора
каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Задача педагога – так давать материал,
чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и
познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной
системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу составляют
дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема
сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной
физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной
деятельности учащихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель:
сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии должны
обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических
чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми,
природой и искусством. Они направлены на воспитание у детей культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию
представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!».
Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на
практике и не наносили вред здоровью.
Этапы
Блоки
Алгоритм учебного занятия
Подготовительный
1
Этап, задачи
учебного занятия
Организационный.
Подготовка детей к работе на
занятии.
2
3
4
Основной
5
6
7
Проверочный.
Содержание
Деятельности
Организация
начала
занятия,
создание
психологического
настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
Проверка и закрепление усвоения
знаний предыдущего занятия.
Установление остаточных знаний,
приобретенных на предыдущих
занятиях, выявление пробелов и их
коррекция.
Сообщение темы, цели учебного
Подготовительный (подготовка к
занятия и мотивация учебной
новому содержанию).
деятельности детей (например,
Обеспечение мотивации и принятие эвристический
вопрос,
учащимися
цели
учебно- познавательная задача, проблемное
познавательной деятельности.
задание).
Усвоение новых знаний и способов
Использование заданий и вопросов,
действий.
которые
активизируют
познавательную
деятельность
Обеспечение
восприятия, ребёнка.
осмысления
и
первичного
запоминания связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Применение пробных
изученного.
практических заданий, которые
сочетаются с объяснением
Установление
правильности
и соответствующих правил или
осознанности
усвоения
нового обоснованием.
учебного материала, выявление
ошибочных
или
спорных
представлений и их коррекция.
Закрепление новых знаний,
способов действий и их
применение.
Применение
упражнений,
выполняются
детьми.
Восприятие нового
материала, задачи.
Самооценка,
оценочная
деятельность
педагога.
Осмысление
возможного начала
работы.
Освоение новых
знаний.
Осознанное
усвоение нового
учебного
материала.
тренировочных Осознанное
заданий, которые усвоение нового
самостоятельно материала.
Обеспечение
усвоения
новых
знаний, способов действий и их
применения.
Обобщение и систематизация
Использование бесед и
знаний.
практических заданий.
Формирование целостного
представления знаний по теме.
Результат
Осмысление
выполненной
работы.
8
Контрольный.
9
Итоговый.
Итоговый
10
11
Рефлексия,
сравнение
результатов
собственной
деятельности с
другими,
осмысление
результатов.
детьми Самоутверждение
детей в
успешности.
Использование
устного
(письменного) опроса, а также
Выявление качества и уровня
заданий
различного
уровня
овладения знаниями, самоконтроль
сложности
(репродуктивного,
и коррекция знаний и способов
творческого,
поисководействий.
исследовательского).
Педагог совместно с
подводит итог занятия.
Анализ и оценка успешности
достижения
цели, определение
перспективы последующей работы.
Рефлексивный.
Самооценка
детей
своей
работоспособности,
Мобилизация детей на самооценку.
психологического
состояния,
причин некачественной работы,
результативности
работы,
содержания и полезности учебной
работы.
Информационный.
Информация о содержании и
конечном
результате
задания,
Обеспечение
понимания
цели, определение места и роли данного
содержания, логики дальнейшего задания в системе последующих
занятия.
занятий.
Проектирование
детей собственной
деятельности на
последующих
занятиях.
Определение
перспектив
деятельности.
Дидактические материалы
Раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, упражнения и т.п.
представлены в Плане-конспекте учебных занятий.
Список литературы
Основная (Профильное направление):
1. Калужникова Т.И. Уральская свадьба. Издательский дом «Классика», 2014г.
2. Калужникова Т.И., Бекирова Г.И., Песни Сухоложья, СР ОД «Центр традиционной культуры ГО
Сухой Лог», 2016г.
3. Калужникова Т.И. Причитания и песни традиционной уральской свадьбы, «Уральское
издательство», 2013г.
4. Калужникова Т.И. Традиционный и детский песенный фольклор русского населения Среднего
Урала, «Свердловский областной Дом фольклора», 2013г.
5. Рублёв А.В., Рублёва Т.С., Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура,
Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2013г.
6. Успенская Н.Н., Липина В.В., «Народная литература Камышловского уезда», «Центр традиционной
народной культуры Среднего Урала», 2013г.
7. Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И., «Народный театр», 2013г.
8. Калужникова Т.И. , Уральский вокальный фольклор в записях Стяжкина И.Я., «Уральское
издательство», 2016г.
Дополнительная (Педагогическое направление):
1.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.:
«Просвещение», 2014. Науменко О.М. Творчествоведение на современном этапе [электронный
ресурс] / О.М. Науменко // Академия творческоведческих наук и учений [сайт] URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 15.01.2015).
2.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения//
Педагогика. 2014. №7.
3.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2015.
4. Науменко О.М. Творчествоведение на современном этапе [электронный ресурс] / О.М.
Науменко
//
Академия
творческоведческих
наук
и
учений
[сайт]
URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 15.01.2015).
5. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М.
Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – С-Пб, «Питер», 2015. – 240 стр.
Дополнительная (нормативно-правовое) направление:
1. Конвенция «О правах ребёнка». Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября
1989 года.
2. Декларация прав ребенка, 1959 год.
3. Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства от 12
декабря 1993 года.
4. Федеральный закон «О защите прав ребенка».
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24
июля 1998 года.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273ФЗ.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних от 24 июня 1999 года №120 –ФЗ.
8. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.
10. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р
11. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008.
12. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Письмо
Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.4.3172-14» от 4 июля 2014года № 41.
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998
года № 26-ОЗ (с изменениями от 23 июня, 27 декабря 2004 года, 14 июня 2005 года, 7 марта
2006 года, 27 апреля 2007 года).
15. Закон Свердловской области «Об уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской
области» от 15 июля 2010г. №57-ОЗ
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.
17. Программа развития МАУДО Центр дополнительного образования на 2016-2019 годы.
18. Образовательная программа МАУДО Центр дополнительного образования на 2016-2019
годы.
19. Программа развития МАУДО Центр дополнительного образования на 2016-2019 годы.
20. Образовательная программа МАУДО Центр дополнительного образования на 2016-2019
годы.