муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
СОГЛАСОВАНО
Зам.зав. по ВМР
__________ Бондарь К.В.
«_____» ____________ 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
___________ Ю.А. Николаева
Заведующий МАДОУ № 38
«_____» _________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный Знаток-Электроник»
Направленность: техническая
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор – составитель
Метелев Владимир Евгеньевич,
педагог дополнительного образования
г. Сухой Лог,
2025
Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Содержание ДООП «Знаток»
1.4.Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
2.3. Методические материалы
2.4. Список литературы
Раздел 1.
Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для старших
дошкольников «Знаток» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепцией
развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р) Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного
образования детей и взрослых."
Система оценки качества дошкольного образования в рамках Программы:
– сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации
основной образовательной программы развития детей в культурных практиках, пяти
образовательных областей, определенных ФГОС ДО;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием
со стороны семьи ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка;
– поддерживает
вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям семьи, педагогов, общества и
государства;
– включает как оценку педагогами образовательной организации собственной работы, так и
независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной
деятельности в образовательной организации.
Направленность ДООП «Знаток»: Техническая.
Программа направлена на развитие у детей познавательной активности,
наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных
представлений.
Программа ДООП «Знаток» предназначена для детей, интересующихся
современной электронной техникой, новыми техническими достижениями,
развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей
является формирование устойчивых интересов детей к техническому творчеству,
помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного
пути.
Данная программа соответствует уровню дошкольного образования,
направлена на формирование познавательной мотивации у детей старшего
дошкольного возраста через развитие научно-технического и творческого
потенциала детей. Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности
является практическая направленность программы, возможность углубления и
систематизации знаний и умений, навыков детей старшего дошкольного
возраста в области познавательного развития.
Уровень программы:
Программа разработана на основе таких принципов, как доступность,
вариативность содержания и формы реализации образовательных программ.
Актуальность:
Современное развитие электроники с началом массового производства
интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные
компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах,
даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера
их применения практически безгранична: от точнейших измерительных
приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.
Современная электроника является материальным фундаментом новых
информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к
невиданным социальным последствиям. В то же время в школьных программах
по физике и информатике прикладной аспект электроники практически
отсутствует. При этом будущим школьникам, вне зависимости от избранной
специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и
производстве
электронных
устройств,
то
наверняка
пользоваться
информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с
техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научнотехнического творчества очевидна.
Так же актуальность данной программы состоит в том, что техническое
творчество способствует развитию коммуникативных способностей, развивает
навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает
творческий потенциал. Изучая принципы работы простых механизмов и
самостоятельно создавая простые технические проекты, дети не только
развивают элементарное конструкторское мышление, но и приобретают умение
использовать полученные знания и навыки в различных ситуациях. При
проведении занятий этот факт не только учитывается, а реально используется на
каждом занятии.
Отличительные особенности
Особенностью данной Программы является то, что при ее изучении
используется специальный электронный конструктор «Знаток», изготовленный
для кружков радиоэлектроники, с помощью которого дети получают
практический опыт по созданию и сборке электрических схем. Занятия
проводятся в подгруппах, что позволяет работать индивидуально с каждым
ребенком.
Новизна:
В предлагаемой программе за основу взят принцип развития общей
культуры, познание окружающего мира через изучаемую область техники, так
как ни одна область науки и техники не оказала столь же заметное влияние на
быт, нравы, образ жизни и образ мыслей людей, как электроника.
Новизна данной программы состоит в том, что основная задача
практических занятий- показать
связь между программой «Знаток» и
окружающей нас современной жизнью. Ведь конструктор содержит элементы,
которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике –
компьютерах, телефонах, телевизорах и т.д.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
предлагаемые в программе принципы обучения (доступность,, преемственность,
результативность); формы и методы обучения ( групповые занятия, конкурсы);
методы контроляи управления деятельностью детей (анализ результатов занятий,
конкурсов, выставок и др.); средства обучения детей (необходимое наглядное и
раздаточное оборудование, инструменты, материалы и приспособления)
действенны в формировании и развитии умений детей, конструировать,
создавать электрические схемы.
Адресат:
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7
лет. Данная программа предназначена как для мальчиков, так и для девочек.
Предварительная подготовка для обучения не требуется. Состав группы – дети
одного возраста.
Преемственность программы:
Конструктор «Знаток» объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность
дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое
мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет
поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности
дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего
обучения в школе. Конструктор «Знаток» поможет ребенку в освоении разделов
школьной программы, как «Механические колебания и волны. Звук», «Основы
электроники», «Интегральные микросхемы», «Цифровая техника», «Логические
схемы» и другое.
Особенности реализации образовательного процесса, формы организации
образовательного процесса:
Форма обучения по данной программе – очная;
Форма организации образовательного процесса – подгрупповая (группа
сформирована по возрасту); индивидуальная.
Форма работы с детьми – фронтальные занятия для изучения
теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным
подходом к каждому ребенку.
Виды учебных занятий на протяжении учебного года разные. Все
учебные занятия включают в себя как теоретическую часть.так и практическую.
Работа с конструктором «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры
узнать основы электротехники и электроники.
Режим занятий, периодичность, продолжительность:
Занятия проводятся в первой, либо во второй половине дня вне основных
режимных моментов.
Возрастная группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Продолжительность
занятий
25 минут
(один академический час)
30 минут
(один академический час)
Количество
детей
6-8 человек
Количество занятий в
неделю
1 раз в неделю
6-8 человек
1 раз в неделю
Объем и срок освоения общеразвивающей программы
Содержание
Объем программы
Программа рассчитана на один год обучения
1 год обучения
Мир головоломок
36 часа
1 год
36 часов
1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие
узлы и устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно
сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.
Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого
роста,обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во
всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие
навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.
Современная техника не мыслима без исследований. Пробудить у ребят
интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, развить способность
творчески мыслить – задача педагога технического объединения, таким
образом, основной целью образовательной программы является развитие
творческих способностей воспитанников объединения средствами технического
конструирования.
Цель: формирование основ технического мышления у дошкольников через
электроконструирование, ранней профессиональной ориентации у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные
приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
Формировать умения самостоятельно решать технические задачи.
Расширить словарный запас и общий кругозор детей.
Развивающие:
Развитие
творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных
решений
в
различных
ситуациях,
внимания,
воображения,
мышления (логическое, творческое), фантазию, творческую инициативу,
самостоятельность;
графических навыков, крупной и мелкой моторики;
речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;
познавательной активности детей;
усидчивости, терпения, взаимопомощи, нацеленности на результат;
психофизических качеств ребенка.
коммуникативных качеств.
у детей познавательной активности и интереса к техническому
творчеству.
Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
Приобщить детей к научным ценностям и достижениям современной
науки.
Пробудить в детях интерес к техническому образованию, инженерным
дисциплинам, математике, физике.
Формировать навыки сотрудничества, работая в коллективе, малой
группе, в паре.
Анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность,
выбирать правильное решение, ответственность за результат своего труда;
культуру общения, уважение к взрослым и детям, толерантность друг к
другу.
1.3. Содержание программы
Для реализации ДООП «Знаток» используется серия электронных
конструкторов «Знаток»:
- Электронный конструктор «На взлет»
- Электронный конструктор «Чистая энергия»
- Электронный конструктор «Игра со светом»
- Электронный конструктор «Охраняем дом»
-Электронный конструктор «Ловим движение»
- Электронный конструктор «Автоматическое освещение»
-Электронный конструктор «Собираем радио»
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями
развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии
и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач.
Дошкольникам использовать ранее приобретённый опыт и приобретать
новый поможет пошаговая система достижения поставленной цели.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной
логической операции, которой будут обучаться дети на занятии)
Учебный (тематический) план
№
п.п.
1
2
3
4
5
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
всего
теория
практика аттестации/контроля
Раздел 1: Основы электроконструирования, источники питания и света
Вводное занятие
1
1
Фронтальная беседа
Знакомство с электронным
конструктором «Знаток», виды
конструктора «Знаток»
Правила работы с электронным
1
1
Фронтальная беседа
конструктором
Природа электрического тока.
Техника безопасности и правила
поведения
Название базовых деталей
1
1
Фронтальная беседа
конструктора (монтажная плата,
провода). Способы креплений
Электронный конструктор «На
1
1
Фронтальная беседа
взлет», знакомство с деталями
конструктора (кнопка,
выключатель, батареи,
электродвигатель, лампа
накаливания), Расположение
элементов в коробке
Схема № 1 «Простой фонарик»,
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Схема № 2 «Яркая лампа».
Практическое
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Понятие «полярность»
Схема № 3 «Вентилятор»
Схема № 4 «Летающий
пропеллер»Схема № 5,6 «Лампа
с изменяемой яркостью»
Понятие: последовательное и
параллельное соединение.
Схема №7 «Параллельное
включение лампы и
электродвигателя»Схема № 8, 9
«Последовательное соединение
лампы и электродвигателя»
Решение задач
Чистая электроэнергия:
солнечная энергия, энергия
ветра, плюсы и минусы.
Электронный конструктор
«Чистая энергия», знакомство с
деталями конструктора
(светодиоды, генератор ручной),
Расположение элементов в
коробке
Схема № 1 «Простая схема с
ручным генератором»
Схема № 2 «Подключение
светодиода»,Схема № 3 «Два
параллельных светодиода»
Схема № 4 «Попеременное
включение»,Схема № 5 «Лампа и
светодиод, включенные
параллельно», Схема №6
«Последовательное подключение
лампы и светодиода»
Схема № 7 «Максимальная
нагрузка»,Схема № 8 «Энергия
ветра». «Электродвигатель как
генератор».Схема № 9 «Смена
полярности»
Решение задач
Электронный конструктор
«Игра со светом», знакомство с
деталями конструктора (RGB светодиод, переменный
резистор), расположение
элементов в коробке
Схема № 1, 2, 3 «регулировка
светодиодов (красного, зелёного,
синего)
Схема № 4,5 «Регулировка
светодиодов с выключателем»
Решение задач
Электронный конструктор
занятие
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
1
0,25
1
0,75
Тест, опрос
Фронтальная беседа
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
1
0,25
1
0,75
Тест, опрос
Фронтальная беседа
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
1
0,25
1
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Тест, опрос
Фронтальная беседа
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
«Охраняем дом», знакомство с
деталями конструктора
(Динамик, сигнальная
микросхема, резистор,
транзистор), расположение
элементов в коробке
Знакомство с сигнальной
микросхемой.
Полицейская сирена, сирена
скорой помощи, сирена
пожарной машины, звуки
пулемётной стрельбы (Схема №
1,2, 3, 4)
Знакомство с транзистором.
Светодиодный сигнализатор на
размыкание и на замыкание
Решение задач
Электронный конструктор
«Ловим движение», знакомство
с деталями конструктора
(фоторезистор, датчик
движения), расположение
элементов в коробке
Применение датчиков движения
Схема № 1 «Сигнализатор»,
Схема № 2 «Умное освещение
дома»
Схема № 3» Уличный
прожектор», Схема № 4
«Последовательное включение
сигнализатора и прожектора».
Схема № 5 Параллельное
включение сигнализатора и
прожектора», схема № 6
«Максимальная экономия».
Решение задач
Источники света: природные,
созданные человеком.
Электронный конструктор
«Автоматическое освещение»,
знакомство с деталями
конструктора (транзистор),
расположение элементов в
коробке
Управление транзистором,
управление светом.Сенсорное
управление: включаем светодиод
касанием, включаем лампу
касанием. Схема № 1,2
Схема № 3 «Включаем светодиод
темнотой», схема № 4
«Включаем светодиод светом»
Схема № 5 «Включаем лампу
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
0,25
0,75
1
1
0,25
1
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Тест, опрос
Фронтальная беседа
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
1
0,25
1
0,75
Тест, опрос
Фронтальная беседа
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Фронтальная беседа
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
темнотой», схема № 6
«Включаем лампу светом»
Решение задач
Электронный конструктор
«Собираем радио», знакомство с
деталями конструктора
(усилитель мощности, FMРАДИО), расположение
элементов в коробке
Схема № 1 «FM-РАДИО», схема
№2 «Человек – провод»
31
32
33
Схема № 3 «Индикатор работы»,
схема № 4 «Индикатор уровня
громкости»
Решение задач
Итоговое занятие
Всего
34
35
36
1
1
0,25
1
0,75
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
1
36
0,25
0,3
16,55
0,75
0,7
19,45
Практическое
занятие
Тест, опрос
Фронтальная беседа
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Фронтальная беседа
Практическое
занятие
Тест, опрос
Общее тестирование
Содержание учебного (тематического) плана
№
занятия
1
2
3
4
Задачи занятия
Содержание занятия
Вводное занятие
Природа электрического
тока.
Знакомство с
электронным
конструктором
«Знаток», виды
конструктора «Знаток»
Понятие «электричество»,
«электрический заряд,
«электрический ток,
«электрическая цепь». История
появления и развития
электричества. Рассказ педагога
о происхождении конструктора,
его создателе, видах.
Презентация возможностей
конструкторов
Правила работы с электронным
конструктором «Знаток»,
инструктаж по технике
безопасности и правилам
поведения на занятии
Знакомство с базовыми деталями
конструктора, их названия.
Знакомство с методами сборки
деталей, со способами креплений
Правила работы с
электронным
конструктором
Техника безопасности и
правила поведения
Название базовых
деталей конструктора
(монтажная плата,
провода). Способы
креплений
Электронный
конструктор «На взлет»,
знакомство с деталями
конструктора (кнопка,
выключатель, батареи,
электродвигатель, лампа
накаливания),
Расположение
элементов в коробке
Знакомство с деталями
конструктора: кнопка, батареи,
выключатель, электродвигатель,
лампа накаливания.
Описание и принцип работы.
Применение и правильность
подключения. Понятие
полярности и свойства
электроприборов. Как
Дидактический
материал
ЭК «На взлет»
ЭК «Чистая энергия»
ЭК «Игра со светом»
ЭК «Охраняем дом»
ЭК «Ловим движение»
ЭК
«Автоматическое
освещение»
ЭК «Собираем радио»
Конструкторы «Знаток»
Конструкторы «Знаток»
Электронный
конструктор «На взлет»
5
6
7
8
9
электродвигатель преобразует
электрическую энергию в
механическую.
Расположение элементов в
коробке. Организация деталей
для удобства сборки.
Схема № 1 «Простой
Простой фонарик
фонарик»,
Сборка схемы, в которой
Схема № 2 «Яркая
используется лампа накаливания
лампа». Понятие
и батареи. Обсуждение принципа
«полярность»
работы: как включать и
Схема № 3
выключать фонарик с помощью
«Вентилятор»
кнопки. Яркая лампа
Схема, в которой лампа
накаливания подключена к
батарее. Понятие полярности: как
правильно подключить батареи
для работы лампы. Вентилятор
Сборка схемы, использующей
электродвигатель для создания
вентиляции.
Обсуждение работы вентилятора
и его применения.
Схема № 4 «Летающий
Летающий пропеллер.Схема, в
пропеллер» Схема № 5,6 которой электродвигатель
«Лампа с изменяемой
вращает пропеллер.Обсуждение
яркостью»
принципа работы и применения в
игрушках. Лампа с изменяемой
яркостью. Сборка схем,
позволяющих изменять яркость
лампы с помощью резистора или
другого элемента.
Обсуждение принципов
регулировки яркости.
Понятие:
Параллельное включение лампы
последовательное и
и электродвигателя. Схема, в
параллельное
которой лампа и
соединение.
электродвигатель подключены
Схема №7
параллельно. Обсуждение, как
«Параллельное
это влияет на яркость лампы и
включение лампы и
работу двигателя.
электродвигателя»
Последовательное соединение
Схема № 8, 9
лампы и электродвигателя
«Последовательное
Схемы, в которых лампа и
соединение лампы и
электродвигатель подключены
электродвигателя»
последовательно.
Обсуждение, как это влияет на
работу обоих элементов и их
взаимодействие.
Решение задач
Самостоятельная сборка схем
Чистая электроэнергия:
солнечная энергия,
Изучение новых компонентов
(деталей) электрической схемы.
Электронный
конструктор «На взлет»
Электронный
конструктор «На взлет»
Электронный
конструктор «На взлет»
Электронный
конструктор «На взлет»
Электронный
конструктор
«Чистая
10
11
12
энергия ветра, плюсы и
минусы.
Электронный
конструктор «Чистая
энергия», знакомство с
деталями конструктора
(светодиоды, генератор
ручной), Расположение
элементов в коробке
Схема № 1 «Простая
схема с ручным
генератором»
Схема № 2
«Подключение
светодиода»,Схема № 3
«Два параллельных
светодиода»
Схема № 4
«Попеременное
включение»,Схема № 5
«Лампа и светодиод,
включенные
параллельно», Схема
№6 «Последовательное
подключение лампы и
светодиода»
Схема № 7
«Максимальная
нагрузка», Схема № 8
«Энергия ветра».
«Электродвигатель как
генератор».Схема № 9
«Смена полярности»
Внешний вид деталей. Методика
сборки. Ориентация в коробке.
Основные понятия: генератор:
устройство для преобразования
энергии. Основные виды
генераторов: ручные, ветровые,
солнечные.
Виды светодиодов: стандартные,
RGB, мощные.
Подключение генератора к
нагрузке.
Принцип работы светодиода в
цепи.
энергия»
Электронный
конструктор
энергия»
«Чистая
Электронный
конструктор
энергия»
«Чистая
Электронный
конструктор
энергия»
«Чистая
Как работают светодиоды в
параллельном соединении.
Принцип попеременного
включения нагрузки.
Сравнение работы лампы и
светодиода.
Особенности последовательного
соединения.
Определение предельной
нагрузки для генератора.
Принцип работы
электродвигателя в качестве
генератора.
Влияние полярности на работу
схемы.
Самостоятельная сборка схем
13
Решение задач
14
Электронный
конструктор «Игра со
светом», знакомство с
деталями конструктора
(RGB -светодиод,
переменный резистор),
расположение
элементов в коробке
Принцип работы RGBсветодиода. Способы
смешивания цветов для
получения различных оттенков.
Принцип работы переменного
резистора.
Применение в схемах для
изменения сопротивления.
Расположение элементов в
коробке. Организация деталей
для удобства сборки.
15
Схема № 1, 2, 3
«регулировка
светодиодов (красного,
Подключение RGB-светодиода с
акцентом на красный канал.
Подключение RGB-светодиода с
Электронный
конструктор
«Чистая
энергия»
Электронный
конструктор «Игра со
светом»
Электронный
конструктор «Игра со
светом»
зелёного, синего)
16
Схема № 4,5
«Регулировка
светодиодов с
выключателем»
17
Решение задач
18
Электронный
конструктор «Охраняем
дом», знакомство с
деталями конструктора
(Динамик, сигнальная
микросхема, резистор,
транзистор),
расположение
элементов в коробке
Знакомство с
сигнальной
микросхемой.
Полицейская сирена,
сирена скорой помощи,
сирена пожарной
машины, звуки
пулемётной стрельбы
(Схема № 1,2, 3, 4)
19
20
Знакомство с
транзистором.
Светодиодный
сигнализатор на
размыкание и на
замыкание
акцентом на зеленый канал.
Подключение RGB-светодиода с
акцентом на синий канал.
Использование и влияние
переменного резистора для
изменения яркости.
Подключение RGB-светодиода с
добавлением выключателя.
Возможность
включения/выключения
светодиода.
Регулировка яркости с помощью
переменного резистора.
Регулировка светодиодов с
выключателем (светодиоды
разных цветов/один цвет)
Самостоятельная сборка схем
Электронный
конструктор «Игра со
светом»
Электронный
конструктор «Игра со
светом»
Электронный
конструктор «Охраняем
дом»
Знакомство с деталями
конструктора: динамик,
сигнальная микросхема,
резистор, транзистор (принцип
работы, назначение, примеры
применения, важность в жизни)
Расположение элементов в
коробке. Организация деталей
для удобства сборки.
Полицейская сирена:
Электронный
Подключение динамика к
конструктор «Охраняем
сигнальной микросхеме для
дом»
воспроизведения звука.
Сирена скорой помощи:
Сборка схемы для
воспроизведения звука сирены.
Сирена пожарной машины:
Подключение динамика к
микросхеме для воспроизведения
звука. Звуки пулемётной
стрельбы: Сборка схемы для
воспроизведения звуков.
Обсуждение важности сигналов в
системе безопасности.
Схема, в которой транзистор
используется для управления
светодиодом при размыкании и
замыкании цепи.
Пояснение работы схемы и её
применения.
Обсуждение различных
сценариев использования
сигнализаторов.
Электронный
конструктор «Охраняем
дом»
21
Решение задач
22
Электронный
конструктор «Ловим
движение», знакомство
с деталями конструктора
(фоторезистор, датчик
движения),
расположение
элементов в коробке
Применение датчиков
движения
23
Схема № 1
«Сигнализатор», Схема
№ 2 «Умное освещение
дома»
24
25
Схема № 3» Уличный
прожектор», Схема № 4
«Последовательное
включение
сигнализатора и
прожектора».
Схема № 5
Самостоятельная сборка схем
Знакомство с деталями
конструктора: фоторезистор,
датчик движения. Принцип
работы фоторезистора на уровень
освещенности.
Описание работы датчика
движения и применение датчиков
движения в системах
безопасности и автоматизации.
Расположение элементов в
коробке. Организация деталей
для удобства сборки.
Применение датчиков движения
Обсуждение различных
сценариев использования
датчиков движения в быту:
Охранные системы.
Автоматическое освещение.
Умные дома.
Сигнализатор
Сборка схемы, которая включает
датчик движения и сигнализатор
(например, звуковой или
световой).
Обсуждение работы схемы: как
сигнализатор активируется при
обнаружении движения.
Умное освещение дома
Схема, в которой датчик
движения управляет освещением
в комнате.
Принцип работы: включение
света при входе человека в
помещение.
Уличный прожектор
Сборка схемы, использующей
датчик движения для управления
уличным прожектором.
Обсуждение применения:
освещение дворов и садов при
обнаружении движения.
Последовательное включение
сигнализатора и прожектора
Схема, в которой одновременно
срабатывают сигнализатор и
прожектор при обнаружении
движения.
Обсуждение преимуществ
последовательного включения.
Параллельное включение
Электронный
конструктор «Охраняем
дом»
Электронный
конструктор
«Ловим
движение»
Электронный
конструктор
движение»
«Ловим
Электронный
конструктор
движение»
«Ловим
Электронный
Параллельное
включение
сигнализатора и
прожектора», схема № 6
«Максимальная
экономия».
26
Решение задач
27
Источники света:
природные, созданные
человеком.
Электронный
конструктор
«Автоматическое
освещение», знакомство
с деталями конструктора
(транзистор),
расположение
элементов в коробке
28
Управление
транзистором,
управление светом.
Сенсорное управление:
включаем светодиод
касанием, включаем
лампу касанием. Схема
№ 1,2
29
Схема № 3 «Включаем
светодиод темнотой»,
схема № 4 «Включаем
сигнализатора и прожектора
Сборка схемы, где сигнализатор
и прожектор работают
независимо друг от друга.
Обсуждение применения: как это
может быть удобно в различных
ситуациях.
Максимальная экономия
Схема, которая использует
фоторезистор и датчик движения
для оптимизации освещения.
Принцип работы: включение
света только при наличии
движения и недостаточном
уровне освещенности.
Обсуждение экономии
электроэнергии и повышения
безопасности.
Самостоятельная сборка схем
Знакомство с деталями
конструктора: транзистор
Принцип работы транзистора как
переключателя и усилителя.
Использование транзистора для
управления электрическими
цепями.
Расположение элементов в
коробке:
Организация деталей для
удобства сборки.
Включаем светодиод касанием:
Схема, которая позволяет
управлять светодиодом с
помощью сенсорного
переключателя.
Включаем лампу касанием:
Схема, аналогичная предыдущей,
но для управления лампой.
Включаем светодиод касанием
Сборка схемы, в которой
транзистор управляет
светодиодом при касании
сенсорного элемента.
Включаем лампу касанием
Схема, в которой транзистор
управляет лампой при касании
сенсорного элемента.
Включаем светодиод темнотой
Схема, использующая
фоторезистор для включения
конструктор
движение»
Электронный
конструктор
движение»
«Ловим
«Ловим
Электронный
конструктор
«Автоматическое
освещение»
Электронный
конструктор
«Автоматическое
освещение»
Электронный
конструктор
«Автоматическое
светодиод светом»
30
Схема № 5 «Включаем
лампу темнотой», схема
№ 6 «Включаем лампу
светом»
31
Решение задач
32
Электронный
конструктор «Собираем
радио», знакомство с
деталями конструктора
(усилитель мощности,
динамик, FM-РАДИО),
расположение
элементов в коробке
33
Схема № 1 «FMРАДИО», схема №2
«Человек – провод»
34
Схема № 3 «Индикатор
работы», схема № 4
«Индикатор уровня
громкости»
светодиода при понижении
уровня освещенности.
Включаем светодиод светом
Схема, использующая
фоторезистор для включения
светодиода при повышении
уровня освещенности.
Включаем лампу темнотой
Схема, где фоторезистор
управляет лампой,
включающейся при темноте.
Включаем лампу светом
Схема, где фоторезистор
управляет лампой,
включающейся при наличии
света.
Самостоятельная сборка схем
Знакомство с деталями
конструктора: усилитель
мощности, динамик, FM-РАДИО
Описание работы и функции
преобразования электрических
сигналов в звуковые. Принципы
работы радиоволн и модуляции.
Расположение элементов в
коробке:
Организация деталей для
удобства сборки.
Поиск и воспроизведение радио.
FM-РАДИО
Сборка схемы FMрадиоприемника.
Обсуждение основных
компонентов: антенна, тюнер,
усилитель и динамик.
Принципы настройки
радиостанций и приема сигналов.
Человек – провод
Схема, в которой используется
тело человека как антенна.
Обсуждение принципа работы:
как тело может проводить
электрический ток и усиливать
сигнал.
Индикатор работы
Схема, которая включает
индикатор (например,
светодиод), показывающий, что
радио включено и работает.
освещение»
Электронный
конструктор
«Автоматическое
освещение»
Электронный
конструктор
«Автоматическое
освещение»
Электронный
конструктор
«Собираем радио»
Электронный
конструктор
«Собираем радио»
Электронный
конструктор
«Собираем радио»
Обсуждение важности
индикаторов в электронных
устройствах.
Индикатор уровня громкости
Схема, использующая
светодиоды для отображения
уровня громкости.
Обсуждение принципа работы:
как изменение громкости влияет
на светодиоды.
Самостоятельная сборка схем
35
Решение задач
36
Итоговое занятие
Самостоятельная сборка схем по
предложенной теме.
Электронный
конструктор
«Собираем радио»
Используются все виды
изученных
электронных
конструкторов.
1.4. Планируемые результаты
К ожидаемым образовательным результатам освоения программы «Знаток» следует
отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей
дошкольного возраста. Планируемые итоговые результаты:
Дети должны уметь:
Организовывать рабочее место;
работать по предложенным схемам;
собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности;
соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных
заданий;
работать в паре, коллективе;
Дети должны знать:
Основные элементы электрических схем;
основные приемы выполнения работ при сборке простейших электрических цепей;
технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий.
Показатели
Сформированы:
- Представление об электронике, развитие интереса к ней;
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение
работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская
активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память,
восприятие, воображение).
Наличие самоконтроля.
Раздел 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы «Знаток-Электроник» необходимо учесть
следующие условия:
1. Материально-техническое обеспечение
Помещение: Наличие специализированного класса или мастерской, оборудованного
столами и стульями для работы в группах, а также местом для хранения оборудования
и материалов.
Оборудование: Наличие электронных конструкторов, необходимых для занятий
(например, наборы с элементами для сборки схем, датчики, светодиоды, солнечные
панели и др.).
Инструменты: Набор простых инструментов для сборки и разборки моделей (пинцеты,
отвертки, ножницы и др.).
Учебные материалы: Доступ к методическим пособиям, книгам и видеоматериалам по
электронике для детей.
2. Кадровое обеспечение
Квалифицированные педагоги: Наличие педагогов, имеющих опыт работы с детьми
дошкольного возраста и знания в области электроники и технических наук.
3. Организация учебного процесса
Группы: Формирование групп из 6-8 детей для обеспечения индивидуального подхода
и активного участия каждого ребенка в занятиях.
График занятий: Разработка расписания занятий, учитывающего возрастные
особенности детей и их уровень подготовки.
Методические разработки: Создание методических рекомендаций для педагогов по
проведению занятий, включая сценарии, задания и формы контроля.
4. Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей: Привлечение родителей к участию в мероприятиях, выставках и
итоговых занятиях, что позволит создать атмосферу поддержки и интереса к
программе.
5. Оценка эффективности программы
Мониторинг успеваемости: Регулярная оценка достижений детей с использованием
наблюдений, тестов и портфолио.
Обратная связь: Сбор отзывов от детей и родителей о программе и процессе обучения
для внесения корректировок и улучшений.
Анализ результатов: Проведение анализа результатов программы для выявления
успешных практик и областей, требующих доработки.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Педагогическая диагностика
Проверка знаний и умений в области электронного конструирования по учебной
программе «Знаток - Электроник» для детей 5-7 лет
1.
2.
3.
1.
2.
Цели программы:
Оценить уровень развития творческих и технических навыков у детей дошкольного
возраста.
Развить у детей базовые навыки работы с электроникой и конструированием.
Способствовать формированию у детей интереса к науке и технологиям.
Задачи программы:
Провести диагностику знаний и умений детей в области основ электроники и
конструирования.
Определить уровень восприятия и понимания детьми принципов работы с различными
проектами конструктора «Знаток».
3. Выявить индивидуальные особенности и предпочтения детей в процессе работы с
конструктором.
Методы диагностики:
1. Наблюдение: В процессе работы детей с конструктором педагог фиксирует их
действия, подходы к решению задач и взаимодействие с материалом.
2. Беседа: Проведение диалогов с детьми о их проектах, целях и задачах, которые они
ставят перед собой.
3. Практическая работа: Выполнение заданий по созданию проектов (например, «на
взлёт», «чистая энергия» и др.) с последующим анализом результатов.
4. Тестирование: Проведение простых тестов на знание принципов работы с
электроникой (например, что такое электрическая цепь, как работает светодиод и т.д.).
(количество баллов)
Итог
Самостоятельно производит
сборку электрической цепи
Знает, чем опасен
электрический ток
Соблюдает аккуратность в
работе
Список детей
Может работать в команде
№
Может рассказать о
назначении конструкторов
Находит ошибки в
электрической цепи
Называет разные виды
энергии
Шкала итоговых оценок:
Высокий уровень (15-20 баллов):
o Ребёнок демонстрирует отличные навыки и знания, проявляет креативность и
уверенность в работе с конструктором. Умеет объяснить принципы работы
проектов и активно взаимодействует с другими.
Средний уровень (8-14 баллов):
o Ребёнок показывает удовлетворительные навыки и знания, иногда нуждается в
помощи. Умеет выполнять основные задачи, но может испытывать трудности с
объяснением принципов работы.
Низкий уровень (0-7 баллов):
o Ребёнок сталкивается с трудностями в выполнении заданий, имеет
ограниченные знания и навыки. Нуждается в значительной поддержке и
дополнительной практике для улучшения.
Правильно читает
электрическую схему
4.
Знает, что нужно для того,
чтобы загорелась лампочка
3.
Правильно называет детали
конструктора
1.
2.
Критерии оценки:
Креативность: Оценка оригинальности и новизны подходов к созданию проектов.
Технические навыки: Умение правильно собирать схемы, использовать детали
конструктора.
Понимание принципов: Способность объяснить, как работает созданный проект и
какие физические явления он иллюстрирует.
Коммуникация: Умение работать в команде, делиться идеями и слушать мнения
других.
2.3. Методические материалы
Конструкторы:
Электронный конструктор «На взлет»
Электронный конструктор «Чистая энергия»
Электронный конструктор «Игра со светом»
Электронный конструктор «Охраняем дом»
-Электронный конструктор «Ловим движение»
Электронный конструктор «Автоматическое освещение»
-Электронный конструктор «Собираем радио»
Мультимедийный экран:
Проектор или интерактивная доска: для демонстрации презентаций и видеоуроков.
Мультимедийные материалы: видеоуроки, презентации на темы электроники и схемотехники.
Схемы сборки:
Картотека сборных схем: набор схем, отсортированных по сложности и темам (например,
«Сигнализация», «Фонарик», «Звуковая сигнализация»).
Инструкции по сборке: подробные пошаговые руководства для каждой схемы с
иллюстрациями.
Дидактические игры:
Карточки с элементами схем: для обучения распознаванию компонентов.
Лото «Электронные компоненты»: игра на сопоставление элементов и их назначений.
Тематические презентации:
Презентации по основам электроники: темы о токе, напряжении, сопротивлении и т.д.
Презентации по безопасности: правила работы с электрическими устройствами.
Видео-инструкции:
Сборка схем: короткие видео, показывающие процесс сборки различных проектов.
Объяснение принципов работы: видео о том, как работают основные электрические
компоненты.
Портфолио достижений:
Документация для каждого ребенка: фотографии собранных схем, комментарии и отзывы о
проделанной работе.
2.4. Список литературы
1. Основная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС
ДО). – Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3648-20).
2. Методическая литература
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, [год].
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, [год].
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
– М.: ТЦ Сфера, [год].
Инструкция и руководство по сборке схем к электронному конструктору «Знаток» (серии для
начинающих, например, «Первые шаги в электронике» или «Для школы и дома»). – Компания
«Знаток».
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, [год].
3. Электронные и мультимедийные ресурсы
Официальный сайт производителя электронных конструкторов «Знаток»: знаток точка ру
ВКонтакте и RuTube-канал мультсериала «Фиксики».