муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ №38
Протокол от «31» августа 2025 г. №1
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ №38
______________ Ю. А. Николаевой
Приказ от 05.09. 2025 г. № 303
СОГЛАСОВАНА
Заседанием Совета родителей
Протокол от «4 » сентября 2025 г. № 1
Рабочая программа воспитания
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №38»
МО Сухой Лог 2025 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида
№38» муниципального образования Сухой Лог (далее – ДОО) является обязательным
компонентом образовательной программы детского сада.
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее
— ФГОС ДО);
Федеральной
образовательной программы дошкольного образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (далее —
ФОП ДО);
приказа Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
дошкольного образования»;
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №38 (далее —
ОП ДО);
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное представление
о человеке.
Структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Содержание пояснительной записки Программы соответствует пункту 29.1 ФОП ДО,
стр. 27–32.
2. Целевой раздел
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
2.1. Цели и задачи воспитания
Цели и задачи обязательной части рабочей программы воспитания соответствуют
пункту 29.2.1 ФОП ДО, стр. 32–35.
Цель и задачи части, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
(педагогами, воспитанниками, родителями), учитывает интересы и потребности всех
участников образовательных отношений.
Указанная часть Программы обозначена по тексту курсивом и ориентирована:
на формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него
эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он живет;
воспитание умения видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желания
узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории,
природе, природных ресурсах. Формирование понятий о роли человека в
охране и воспроизводстве окружающей среды.
Решает следующие задачи:
1. Расширить представления о родной станице, названиях улиц, закреплять знания
о достопримечательностях станицы Энской.
2. Познакомить с промышленными, мебельными предприятиями станицы,
воспитывать ценность труда.
3. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через
знакомство с их культурой, традициями, обычаями.
4. Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать
интерес к произведениям местных поэтов, художников.
5. Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры.
Углублять представления детей о народных промыслах региона: резьба по
дереву, национальная одежда и обувь, изделия с национальным орнаментом,
земледелие, рыболовный промысел.
6. Способствовать развитию интереса к родному краю, станице, в которой мы
живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры.
7. Воспитывать чувство любви и гордости за свою станицу. Подвести детей к
пониманию того, что история родной станицы неразрывно связана с историей
России.
8. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование
бережного отношения к результатам труда. Способствовать развитию интереса
к промышленности региона, его ресурсам и значимости ресурсов для
экономики страны.
9. Воспитывать нравственные чувства, уважительное отношение к старшим,
родителям, младшим.
2.2. Направления воспитания
Направления воспитания Программы ДОО соответствует пункту 29.2.2 ФОП ДО, стр.
36–42.
2.3. Требования к планируемым результатам освоения рабочей программы
воспитания.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том
числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для
их формального сравнения с реальными достижениями детей».
2.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3
лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3 годам)
Направление
Ценности
Целевые ориентиры
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому
Духовнонравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Испытывающий чувство удовольствия
в случае одобрения и чувство
огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям
и способный бесконфликтно играть
рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный
к
самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности
Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное
Понимающий ценность жизни и
здоровья, владеющий основными
способами укрепления здоровья –
физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и др.
Стремящийся
к сбережению и
укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые
качества
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура
красота
Поддерживающий
элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности
в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности
(конструирование,
лепка,
художественный
труд,
детский
дизайн и др.)
и Проявляющий эмоциональную отзывчивость
на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной,
декоративно-
оформительской, музыкальной,
речевой, театрализованной и др.)
словесно-
2.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8 годам)
Направления
Ценности
Целевые ориентиры
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране – России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям
Духовнонравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий традиционные ценности,
ценности
семьи
и
общества,
правдивый, искренний, способный к
сочувствию
и
заботе,
к
нравственному поступку.
Способный
не
оставаться
равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу.
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные
и
положительные
человеческие
качества, иногда прибегающий к
помощи взрослого в ситуациях
морального выбора
Проявляющий ответственность за
свои
действия
и
поведение;
принимающий
и
уважающий
различия между людьми.
Владеющий
основами
речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника,
способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интересов и дел
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении,
в
том
числе
творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных
видах
деятельности
и
в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных
ценностей
Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура
красота
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий основными способами
укрепления здоровья – занятия
физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного
поведения и др.
Стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые
качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха
Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения к
людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений
и
в
самостоятельной деятельности
и
Способный
воспринимать
и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
Стремящийся
к
отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности
2.4. Планируемые результаты освоения программы в части, формируемой
участниками образовательных отношений:
Содержание
части,
формируемой
Какими
представлениями,
способами
участниками
деятельности овладевает
образовательных
отношений
Региональная программа
«Все о том, как мы
живем»
Ребенок проявляет интерес к малой родине: знает
название края, станицы, улиц.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к
детскому саду и дому микрорайоне, но и на
центральных улицах. Знает и стремится
выполнять правила поведения в станице.
Ребенок
проявляет
любознательность
по
отношению к родной станице, ее истории,
необычным памятникам, зданиям.
С удовольствием включается в проектную
деятельность, детское коллекционирование,
создание мини-музеев, связанных с познанием
малой родины.
Образовательная
ЛЕГО-технология
Парциальная программа
по
музыкальному
воспитанию
дошкольников
«Ладушки»
Развитие
личностных
качеств:
целеустремленность, творческая инициатива,
любознательность и самостоятельность.
Умение излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку
зрения,
анализировать
ситуацию
и
самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений и практических
самостоятельных действий.
Слушает музыку, не отвлекаясь, от начала до
конца. Внимание сосредоточено.
Эмоционально
отзывается
на
музыку,
высказывает
свои
суждения,
хорошо
ориентируется
в
знакомых
музыкальных
произведениях. Просит повторить.
Перечисляет
знакомые
пьесы,
имена
композиторов.
Узнает
музыкальные
произведения по вступлению, по отдельным
частям, называет любимые, объясняя, почему они
нравятся.
3. Содержательный раздел
3.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДО, задающий
культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду
деятельности и социокультурный контекст. Уклад МАДОУ№38 имеет следующие
характеристики:
цель и смысл деятельности детского сада, его миссия;
принципы жизни и воспитания детского сада;
образ детского сада, его особенности, символика, внешний имидж;
отношение к воспитанникам, их родителям, сотрудникам и партнерам детского
сада;
ключевые правила детского сада;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в детском саду;
особенности РППС, отражающие образ и ценности детского сада;
социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда детского
сада.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни детского сада.
Цель нашего детского сада: развивать личность каждого воспитанника с учетом его
индивидуальности, создать условия для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества.
Смысл деятельности детского сада: создать такие условия в пространстве детского
сада, чтобы воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает
ответственность за настоящее и будущее своей страны, знает и чтит духовные и
культурные традиции многонационального народа России.
Миссия: совместными усилиями детского сада, семьи и социальных партнеров создать
условия для воспитания, развития и обучения детей на основе успешного опыта
прошлого и передовых технологий настоящего. В детском саду воспитываются дети в
возрасте от 1,6 до 7 лет. Вся наша деятельность направлена на сохранение самоценности
этого важного периода детства в жизни каждого ребенка и на удовлетворение запросов
родителей и законных представителей. Совершенствование работы взаимодействия с
родителями является ежегодно одной из задач нашего коллектива. Родители – наши
партнеры во всем.
Воспитательная работа педагогов МАДОУ №38 с детьми основывается на духовнонравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах
поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на семь принципов:
Название принципа
Характеристика
Принцип гуманизма
Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности;
воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности,
правовой культуры, бережного отношения к
природе и окружающей среде, рационального
природопользования
Принцип ценностного Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых
единства
и всеми участниками образовательных отношений, содействие,
совместности
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение
Принцип
культурного
образования
общего Воспитание основывается на культуре и традициях России,
включая культурные особенности региона
Принцип следования Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственному
нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому
примеру
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной
системы
ценностных
продемонстрировать ребенку реальную
следования идеалу в жизни
отношений,
возможность
Принципы безопасной Защищенность важных интересов личности от внутренних и
жизнедеятельности
внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения
Принцип совместной Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на
деятельности ребенка и основе приобщения к культурным ценностям и их освоения
взрослого
Принцип
инклюзивности
Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования
Образ МАДОУ№38 ассоциируется у родителей, проверяющих органов и
социальных партнеров с сильной профессиональной командой детского сада, в котором
управленческая и педагогическая части эффективно дополняют друг друга, а также с
открытостью и добродушием к окружающим и в первую очередь к детям.
Фирменный стиль, внутрикорпоративная этика, которых придерживаются все
работники детского сада, уважительное отношение к бывшим сотрудникам – педагогампенсионерам, организация дней открытых дверей, презентация успешного опыта на
городских методических мероприятиях, профессиональных конкурсах разного уровня,
в официальных госпабликах в социальной сети, на сайте позволяют формировать и
поддерживать положительный внешний имидж МАДОУ№38.
Уклад в качестве установившегося порядка жизни МАДОУ №38 определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей. Через создание данных общностей и
на основе уклада ДОО, который задает и удерживает ценности воспитания для всех
участников образовательных отношений, строится отношение к воспитанникам,
родителям, сотрудникам и партнерам ДОО.
Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности педагоги
выстраивают на основе важного принципа дошкольного образования – признания
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Предоставляют воспитанникам право выбора, поддерживают детскую инициативу и
самостоятельность в различных видах деятельности, реализуют педагогические
технологии для успешной социализации воспитанников и развития у них
коммуникативных навыков.
В рамках детских общностей педагоги учат детей относиться друг к другу с
уважением. Поддерживают детские инициативы, учат детей сопереживать, общаться,
проявлять дружелюбие, сотрудничать, соблюдать правила, проявлять активную
личностную позицию, бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и
труда других людей. Воспитывают в детях уважительное отношение к родителям,
педагогам и другим взрослым людям.
Отношение к родителям (законным представителям) воспитанников строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения детского сада и приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии
ребенка. В процессе воспитательной работы педагогический коллектив МАДОУ №38
реализует различные виды и формы сотрудничества.
Отношение к сотрудникам и партнерам строится на основе принципов открытости и
кодекса нормы профессиональной этики и поведения. С целью реализации
воспитательного потенциала МАДОУ №38 организует работу по повышению
профессионально-личностных компетенций сотрудников детского сада, организует
сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
Воспитание – целенаправленное взаимодействие взрослых и детей на основе ключевых
правил МАДОУ№38
на личном примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы
общения и поведения;
формировать общую для всех культуру безопасного и здорового образа жизни;
мотивировать детей общаться друг с другом, поощрять стремление к
взаимодействию;
поощрять
детскую дружбу, чтобы она принимала общественную
направленность;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам;
насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют;
следовать общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Традиции и ритуалы МАДОУ №38 формируют и развивают творческое мышление
детей, помогают реализовать идеи воспитанников. Кроме традиции утренней встречи
детей, педагоги сформировали другие традиции и ритуалы в группах.
Вся наша деятельность направлена на сохранение самоценности этого важного периода
детства в жизни каждого ребенка и на удовлетворение запросов родителей и законных
представителей. Совершенствование работы взаимодействия с родителями является
ежегодно одной из задач нашего коллектива. Родители – наши партнеры во всем.
Традицией стала для нас возможность проведения открытых просмотров творческой
деятельности воспитанников в разных направлениях искусства (музыка, танец,
рисование, театральные постановки и др.) каждую пятницу еженедельно, что
способствует раскрытию талантов наших воспитанников посредством искусства, а
также созданию ситуации успеха каждого воспитанника и гармоничного
сотрудничества с родительской общественностью. Помимо этого, мы создаем условия
посредством реализации детско-родительских проектов «Приходи, сказка», «Все
профессии важны», родители имеют возможность совместного участия в значимых
событиях ДОО.
Праздники – одна из общих традиций детского сада и часть воспитательной работы.
Педагоги планируют для детей сезонные, общегражданские, профессиональные или
международные праздники. Так, среди сезонных праздников дети отмечают начало
осеннего урожая, встречи и проводы зимы, весны.
К общегражданским праздникам педагоги планируют тематические занятия, утренники,
спортивные соревнования. Среди таких праздников: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, 1
и 9 Мая.
3.2.
В профессиональные и международные праздники социальной
направленности воспитатели организуют для детей тематические квесты, беседы,
маршрутные игры. Например, в День земли, День воды, День птиц, День улыбки,
День «Спасибо». Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы (далее — План) разработан в
свободной форме с указанием: содержания дел, событий, мероприятий; участвующих
дошкольных групп; сроков, в том числе сроков подготовки; ответственных лиц.
Все мероприятия проводятся с учетом Федеральной программы, а также
возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.
Федеральный календарный план воспитательной работы.
План является единым для ДОО. ДОО вправе наряду с Планом проводить иные
мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям
воспитания и дополнительного образования детей. Все мероприятия должны
проводиться с учётом особенностей Программы, а также возрастных,
физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Примерный перечень основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО.
Январь:
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной
армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День
памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы
сдошкольниками регионально и/или ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войскв Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной
работыс дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного
языка; 23 февраля: День защитника
Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать
вплан воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день
театра.Апрель:
12
апреля:
День
космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и
Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и
скорби.Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности
вборьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в
России. Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностейсотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками
регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
В МАДОУ №38 есть особые нормы этикета, которых придерживается педагогический
коллектив:
всегда приветствовать детей и родителей с улыбкой;
информировать родителей о событиях без оценивания и не перекладывать на
них ответственность за поведение ребенка в ДОО;
не повышать голос в общении с детьми, родителями, коллегами;
уважительно относиться к детям, родителям, коллегам;
проявлять самообладание, выдержку в отношениях с детьми;
сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам.
Подрастающее поколение нашего края должно знать и гордиться особенностями своей
малой родины, родного края, любить его и осознавать себя частицей удивительного
южного сообщества. Энский край всегда считался хлебосольной, южной богатой
урожайной житницей России. Жители Энского края отличаются богатым колоритом
народной культуры. Поэтому юные воспитанники должны стать достойными их
преемниками. Осуществить эту цель нам поможет включение в нашу Программу
региональной образовательной программы «Все про то, как мы живем», посредством
которой будет организована воспитательная деятельность по формированию духовнонравственной культуры через разные виды деятельности в течение дня.
Помимо общей символики детского сада, в нашем детском саду функционирует 18
возрастных групп и у каждой группы также имеется свое название и символика.
Каждый символ группы расположен в приемной групповой ячейки. Также символика
присутствует в оформлении игровой, спальной и туалетной комнат. <...>
Реализация Программы осуществляется квалифицированными педагогическими
работниками детского сада в течение всего времени пребывания воспитанников в
детском саду.
В МАДОУ №38 разработаны планы взаимодействия с социальными партнерами на
основе сетевого взаимодействия и с целью воспитания уважения к профессиям и
закладки ценности и значимости человеческого труда в обществе, с учетом доступности
и соответствия возрастным возможностям детей.
Это позволяет привлечь их в рамках социального партнерства по разным направлениям
воспитания и социализации воспитанников.
Представленный сложившийся уклад детского сада является единым как для
реализации обязательной части ОП ДО, так и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Социальное партнерство.
Взаимодействие с организациями как условие обеспечение качества реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Субъекты взаимодействия
Предмет взаимодействия
-
-
-
-
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного
образования детей «Детскоюношеская спортивная школа»
МАОУ СОШ № 2,7
ГАОУ ДПО «Институт развития
образования»
Базовые площадки ГАОУ ДПО СО
«ИРО»
Муниципальное учреждение
культуры городского округа Сухой
Лог детская библиотека.
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Участие в реализации
общеобразовательных программ
физического и личностного развития
детей на основе преемственности
Участие
в
реализации
основной
общеобразовательной программы ДОО в
части физического, интеллектуального и
личностного развития ребенка на основе
преемственности
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Обмен опытом, общие проекты
Участие в реализации
общеобразовательных программ в части
формирования читательской культуры
детей, родителей, педагогов
Участие
в
реализации
общеобразовательных
программ
культурологической направленности
МАДОУ №3, №29,
- внутреннее Совместная разработка, реализация
взаимодействие
детских
садов общих проектов, задач направлений
объединения
модернизации МАДОУ
проведение
совместных
мероприятий
внутри
объединения с включением детей,
получающих дошкольное образование в
рамках
семейного
воспитания;
повышение квалификации педагогов
силами заместителей заведующих по
ВМР МАДОУ.
Муниципальное автономное учреждение
Самораскрытие
личности
и
культуры городского округа Сухой Лог
самореализация
творческих
способностей воспитанников Участие в
Дворец культуры «Кристалл»
благотворительной деятельности.
Музей
Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая степень открытости
образовательного учреждения, является важным механизмом повышения качества
образования.
Мы понимаем качество реализации основной образовательной программы как
меры соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам)
личности, общества и государства, в развернутом варианте степень соответствия:
целей и результатов воспитания современным социальным требованиям,
обусловленным переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной
экономикой, переходом от преимущественной ориентации на усвоение
воспитанниками заданного объема образовательного материала к ориентации на
развитие у детей способности к самостоятельному решению задач, проблем в
различных сферах детской деятельности на основе использования освоенного
социального опыта;
содержания воспитания его целям и возможностям всех детей;
условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и
обеспечения психологического комфорта.
3.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда ДОО определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, и для нас это не только и не столько
материальные объекты, а в первую очередь окружающая среда и люди, которые
являются носителями национальной культуры и выступают примером для
подрастающего поколения. Внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела, все
это имеет немаловажное значение для успешной закладки ценностей воспитания.
Воспитательный процесс – процесс непрерывный. Каждую минуту в
повседневной жизни, в игре, во время образовательной деятельности, совместной
организованной деятельности, прогулки идет воспитательный процесс. В детском саду
одним из главных инструментов является воспитатель, так как именно он находится в
контакте с детьми целый день и является носителем культурных ценностей и наглядным
примером. Это требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки,
доброты, человечности, искренности. Особенно важна спокойная манера держаться и
разговаривать, приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению
ребенка: вовремя пошутить, успокоить, доверительно поговорить, другими словами,
создать благоприятную почву для зерна воспитательных ценностей, которое мы сеем с
первых дней пребывания детей в детском саду.
Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности
(культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации и прочим), приобретения
культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной
деятельности в предметной среде протекает в период всего пребывания ребенка в
детском саду и будет успешным, если взрослый выступает в этом процессе в роли
партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские
отношения взрослого и ребенка в ДОО и в семье являются залогом комфортной
воспитывающей среды, где главным носителем культуры является пример взрослого,
который находится рядом с ребенком.
Еще одним главным инструментом воспитывающей среды является предметнопространственная среда ДОО, которая характеризуется отражением федеральной,
региональной и муниципальной специфики посредством оформления помещений сада,
закладки воспитательных ценностей с помощью оборудования и игровых материалов,
наполняющих ППС детского сада.
Воспитывающая среда, созданная в ДОО для эффективной реализации воспитательных
ценностей, является единой как для реализации обязательной части, так и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
3.3. Общности образовательной организации
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
В ДОО введены следующие принципы построения воспитательной работы с детьми для
педагогических работников:
педагоги должны быть примером в формировании полноценных и
сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
педагоги должны мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже
самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
педагоги должны поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
педагоги должны заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт
общения на основе чувства доброжелательности;
педагоги должны содействовать проявлению детьми заботы об окружающих,
учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
педагоги должны воспитывать в детях такие качества личности, которые
помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
педагоги должны учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
педагоги должны воспитывать в детях чувство ответственности перед группой
за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение
ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов
у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с
ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность
в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям
дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим,
так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими –
это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс норм профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
3.4. Задачи воспитания в образовательных областях
Задачи воспитания в образовательных областях соответствуют пункту 29.3.4 ФОП ДО,
стр. 67–74.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений,
большое внимание нами уделяется здоровьесберегающим технологиям, направленным
на использование дифференцированного подхода к организации оздоровительного
двигательного режима в детском саду в течение дня в разных видах деятельности, со
сменой поз, во время статистических занятий, развития физических качеств,
формирования потребности в двигательной активности, направленной на развитие
эмоционально-волевой сферы, морально-нравственных качеств личности и
формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Педагоги свободно применяют здоровьесберегающие технологии как во время
организованной образовательной деятельности – в ходе ООД, так и в ходе режимных
моментов и самостоятельной деятельности детей посредством организации
динамических
пауз,
физкультминуток,
пальчиковых,
корригирующих,
артикуляционных и других видов гимнастик в сочетании с элементами семянотерапии.
В направлении совершенствования двигательной активности детей, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании
начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание развитию
у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении педагоги организуют
пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так
и на внешней территории (классики, горки, качели и т. п.), подвижные игры (как
свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми
положительных эмоций от двигательной активности, спортивные праздники, развивают
у детей интерес к различным видам спорта, активизируют к занятиям на спортивных
снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др., побуждают детей
выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, развитию
ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорнодвигательной системы детского организма.
В течение дня и на занятиях поддерживается интерес детей к двигательным паузам,
разного вида гимнастикам, элементам семянотерапии.
Воспитательную деятельность в рамках образовательной области проводят воспитатели
ДОО.
ЛЕГО-технология плавно интегрируется в обязательную часть Программы,
реализуется в совместно организованной деятельности, а также находит место для
реализации в самостоятельной деятельности воспитанников. Данная технология
направлена на развитие психических процессов и личностных качеств дошкольников,
конструкторских умений и навыков, коммуникативной компетентности детей,
воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно
ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Содержание
парциальной
программы
по
музыкальному
воспитанию
дошкольников «Ладушки»
ориентирует
ребенка-дошкольника
на
ценности
музыкальной культуры как части общей духовной культуры, имеет важное значение не
только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического
становления личности, понимания детьми сущности музыкального искусства,
выражающего определенное эмоциональное содержание.
Содержание региональной программы «Все о том, как мы живем» плавно интегрируется
в обязательную часть основной образовательной программы:
знакомство детей с родным краем, дать детям представление о географическом
расположении края на географической карте, природно-климатических
условиях края, природном окружении.
3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача
периода развития ребенка в дошкольном возрасте. Значение установления и поддержки
позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое
значение на всех возрастных ступенях.
Работа с родителями
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием
различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно
родители, семья в целом вырабатывают у детей базовые социальные и воспитательные
ценности, ориентации, потребности, интересы и привычки поведения.
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает
первый опыт социального взаимодействия. В нашей дошкольной образовательной
организации выстраивается социальная ситуация развития ребенка в тесном
сотрудничестве с родителями (законными представителями) детей на принципах
целостного единства воспитательных ценностей и успешного сотрудничества. Единство
педагогических целей общества и семьи определяет тесную связь между общественным
и семейным воспитанием, что способствует всестороннему гармоничному воспитанию
и развитию детей.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляют основу уклада нашей ДОО.
Атмосфера любви, взаимного внимания и заботы в семье воздействует на формирование
нравственных чувств и качеств ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника
играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности,
формирование эмоциональной сферы становится основой воспитания ценностных
ориентиров личности ребенка.
Взаимодействие педагогов образовательной организации с родителями направлено на
повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать
роль родителей в воспитании ребенка, выработать единое и адекватное понимание
проблем воспитания в современном обществе и оказать компетентное влияние на их
коррекцию.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его воспитание и
развитие, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей,
вовлечение родителей в воспитательный процесс для формирования у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Работа, обеспечивающая взаимодействие с семьями воспитанников, включает
следующие направления:
аналитическое – изучение семьи, выяснение воспитательных дефицитов в
семье, потребностей ребенка и предпочтений родителей для согласования и
определения единых воспитательных воздействий на ребенка;
коммуникативно-деятельностное
–
направлено
на
повышение
педагогической культуры родителей в сфере воспитательных ценностей,
вовлечение родителей в воспитательный процесс, создание социокультурной
среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе;
информационное – пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО,
создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум,
группы в социальных сетях и др.).
Основными направлениями и формами работы с семьей являются:
1. Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о
воспитательных ценностях в дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание
ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии
ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач
воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
специально
организуемая
социально-педагогическая
диагностика
с
использованием интервьюирования, бесед, анкетирования;
организация дней открытых дверей в детском саду и погружение в
воспитательное пространство (атмосферу) сада (этическое, культурное,
трудовое, патриотическое, оздоровительное, дружеское, гуманное и т. д.);
разнообразные
трансляции
достижений
воспитанников
(выставки
продуктивной деятельности, творческих работ, совместных проектов,
значимые события, театрализованные постановки, фестивали дружбы народов
и др. (напишите свое)), являющиеся характерным индикатором успехов и
трудностей воспитывающих сторон;
информирование и повышение педагогической компетентности посредством
интернет-ресурсов (детского сада, органов управления образованием), а также
форумов родительской общественности.
1. Повышение педагогической компетентности родителей: организация
«материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары,
семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание
медиатеки, электронного воспитательного ресурса сада.
2. Совместная деятельность: привлечение родителей к активному участию в
детско-родительских клубах, к организации вечеров музыки и поэзии,
гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и
пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию
в детской исследовательской и проектной деятельности.
События образовательной организации
Совместная деятельность воспитывающих взрослых организуется в
разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, вечера музыки и
поэзии, посещения семьями программных тематических мероприятий, организованных
учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада, семейные гостиные,
фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в
том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность). Все мероприятия
распределены по направлениям воспитания с помощью матрицы воспитательных
событий и соответствуют календарному плану воспитательной работы ДОО.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения
родителей, являющихся носителями культуры, предпочитающих авторитарный стиль
общения с ребенком, воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские
праздники, посвященные знаменательным датам и событиям в жизни страны. Новой
формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является
семейный праздник в детском саду.
Семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного
воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие
партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития
театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный
театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов
(воспитателей, музыкального руководителя).
Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма
совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в
управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться
работать в команде, овладеть способами коллективной мыслительной деятельности,
освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка, достичь
позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей
личности, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором воспитания
базовых ценностей ребенка и пронизывает все направления деятельности в течение дня.
Процесс приобретения общих культурно-нравственных качеств во всей его полноте
возможен только в случае совместной (направленной) деятельности взрослого и
ребенка, поддерживая и развивая мотивацию ребенка к воспитательным ценностям
посредством организации различных значимых событий в ежедневной жизни ребенка.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими
людьми в значимой для него общности.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и
возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания,
указанных в конкретных базовых ценностях воспитательной работы в ДОО. Событием
может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик
(искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных
традиций народов России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей
из соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет
каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. <
Программа учитывает условия, существующие в ДОО, индивидуальные
особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей (законных
представителей).
В ДОО особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников,
в связи с приобщением подрастающего поколения к культурным традициям малой
родины в ДОО открыта группа казачьей направленности. Успешно проводится
воспитательная работа по формированию экологических знаний, на протяжении двух
лет детский сад принимает участие во Всероссийском проекте «Эколята – друзья и
защитники природы».
Краткосрочные проекты: детско-родительские, приуроченные к празднованию
значимых дат государства и региона, в плане на новый учебный год запланированы
проекты «Книга Памяти», «Главная книга страны».
Организованы выезды в рамках реализации проектов в социальные институты –
партнеры ДОО (Дом культуры с концертом ко Дню Победы, ко Дню пожилого человека,
ко Дню матери).
В течение года были удачно реализованы социальные акции: «Сад Памяти»,
«Новогоднее чудо для каждого». Подобные акции запланированы и на ближайший год
с целью воспитательной значимости организованной деятельности в ДОО.
Реализация перспективных технологий воспитательно значимой деятельности,
связанных с внедрением долгосрочных детско-родительских проектов: «Без экологии,
друзья, нам прожить никак нельзя», «Моя малая родина», «Мы помним – мы гордимся!»,
«Люби и знай казачий край!», что позволяет обозначить точки роста нашего детского
сада.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Для достижения наибольшего результата поставленных целей и задач в рабочей
Программе воспитания деятельность детского сада в части, формируемой участниками
образовательных отношений, осуществляется в рамках воспитательной работы в
представленном едином механизме сотрудничества педагогов с родителями и
признается важнейшим условием эффективности воспитания детей как в обязательной,
так и в вариативной части Программы воспитания.
3.6. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включает:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда
отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которой находится организация. Среда должна быть
экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.). Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания
детей дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда ДОО имеет специфику организации по требованиям
и принципам согласно ФГОС ДО и ФОП ДО и подробно представлена в
организационном разделе настоящей ОП ДО, пункт 31.
Однако нельзя не брать во внимание, что для реализации воспитательных задач
организуется предметно-пространственная среда, которая коррелируется с
развивающей предметно-пространственной средой из ОП ДО, но имеет некоторую свою
специфику по направлениям воспитания, которая отражена в следующей таблице:
Направления
воспитательной
Вид помещений Оснащение
деятельности
Познавательное
направление
воспитания
(ценность
познание)
Игровая
групповая,
развивающая
– групповая
Объекты для исследования в действии
(наборы для опытов с водой, воздухом,
магнитами, песком).
Образно-символический материал (карты,
иллюстрации и фото России, Энского края,
наборы картинок природы, глобус).
Развивающие современные игры на развитие
мышления, внимания, памяти, воображения
(весы, часы, пружинки, свойства магнитов,
свойства воды и др.).
Настенные панели серии «Безопасность».
Комплект
оборудования.
Нормативнознаковый материал (календарь, карточки,
набор геометрических кубиков для счета и
для
конструирования),
головоломки,
лабиринты.
Коллекции.
Настольно-печатные игры.
ЭОР по разным темам:
природный материал (песок, вода,
глина,
камушки,
ракушки,
минералы, земля, семена, листья и
др.);
сыпучие продукты (горох, манка,
гречка, рис, бобы и т. д.);
пищевые красители;
емкости
разной
вместимости,
ложки, лопатки, палочки, воронки,
сито, мензурки;
микроскоп,
лупы, цветные и
прозрачные стекла;
игрушки-волчки,
по-разному
окрашенные;
технические устройства и игрушки;
магнитные плакаты природного
сообщества: водоема, леса, луга,
поля,
приусадебного
участка,
птицы зимой, панели игровой
стены:
подсолнух,
луг,
энциклопедии, иллюстрированные
издания
о
животном
и
растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран
Патриотическое
направление
воспитания.
Ценности – Родина и
природа
Развивающее
Холл дошкольной организации отражает:
пространство
Патриотический
уголок
«Моя
детского сада и
Родина – Россия».
участка
Настенный наглядный рельефный
макет малой родины, фотографии
Президента
РФ,
губернатора
Энского края, флаги РФ и края.
Рисунки детей «Мой любимый край,
станица, улица», патриотический
стенд, символика и геральдика
Энского края и Российской
Федерации для рассматривания.
Уголок «Земля – наш дом родной».
Настенный календарь. Календарь с
приметами,
временами
года,
оформлен народный календарь для
привития любви к народному
творчеству. Модели природных
зон, Солнечной системы, Земли,
микрорайона и др.
Мини-выставка «Наш дом – Энск».
Экспонаты, игры народов, наборы
открыток,
иллюстраций,
композиций,
«Моя
будущая
профессия»,
разнообразные
предметы быта: посуда, одежда.
Герои малой родины.
Групповые помещения:
Оборудование для сюжетно-ролевых игр:
куклы
«мальчик»
и
«девочка»
в
национальных костюмах, куклы разных рас,
куклы в одежде представителей разных
профессий, комплекты одежды для кукол по
сезонам, комплекты постельного белья,
кукольная мебель, набор для кухни, спальни,
больницы, набор парикмахерской, магазин,
коляски для кукол, атрибуты для 5–6 игр,
предметы-заместители,
атрибуты
для
ряженья, полифункциональный материал,
предусматривающий
вариативность
использования, с учетом разнообразных
детских замыслов (строительные наборы,
коробки, диванные подушки, набивные
модули)
Социальное
направление
воспитания
(ценности – семья,
дружба, человек и
сотрудничество)
Развивающее
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (в
пространство
семью, в команду и т. п.), игр с правилами,
детского сада и традиционных народных игр
участка
Физическое
и
оздоровительное
направление
воспитания
(ценность – жизнь,
здоровье)
Музыкальноспортивный зал,
игровые,
групповые
Трудовое
направление
воспитания
(ценность – труд)
Развивающее
Игрушки – предметы оперирования.
пространство
Маркеры игрового пространства (детская,
детского сада и кукольная
мебель,
предметы
быта).
участка
Полифункциональные
материалы.
Атрибуты для игр
Эстетическое
направление
воспитания.
Эстетическое
пространство
детского
сада,
групповая
Модули, спортивный инвентарь, дорожки
для коррекции плоскостопия, атрибуты для
спортивных и подвижных игр. Массажеры
для стоп, коврики для профилактики
плоскостопия, игрушки для реализации
двигательной активности, схемы для
профилактики зрения, схемы «Тропа
безопасности» по профилактике безопасного
поведения в быту и на улице, «Дорожная
азбука» по ознакомлению детей с правилами
дорожного движения. Картотека подвижных
игр со словами и атрибутами
Маскарадные
(сценические)
костюмы
для
проведения
праздничных,
театрализованных
постановок.
Ценности – культура творческого
и красота
развития
Духовнонравственное
направление
воспитания
(ценности – жизнь,
милосердие, добро)
Развивающее
пространство
детского сада и
участка
Музыкальные инструменты.
Различные виды театров.
Ширма для кукольного театра.
Детские театральные костюмы.
Игрушки-персонажи.
Материал для знакомства детей
«малой родиной»;
предметы старины;
народные игрушки;
предметы народного декоративноприкладного искусства;
3.7. Социальное партнерство
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на поступки
и поведение человека.
В основе социокультурного развития лежит становление отношения личности к Родине,
обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие
качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества.
При организации социокультурного контекста в детском сообществе педагогу важно:
определять единые для всех детей правила сосуществования детского общества
(вводят свои правила группы, созданные с участием детей), включающие
равенство прав, независимо от нации и происхождения, взаимную
доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь,
поддержать;
соблюдать гуманистические принципы педагогического сопровождения
развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому
ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской
самостоятельности, инициативы;
сформировать толерантное отношение ко всем участникам детского
сообщества;
осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, основанное на
современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»,
«Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»;
сочетать совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.)
и самостоятельную деятельность детей;
ежедневно
планировать
воспитательные
ситуации,
обогащающие
практический социальный опыт детей, эмоции и представления о мире;
создавать воспитывающую предметно-пространственную среду;
продумывать и создавать условия эмоционального благополучия и развития
каждого ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его
эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного
достоинства;
сотрудничать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и
развития воспитанников в социокультурной среде.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в программе воспитания. Здесь эффективным
является ознакомление и формирование ценностей труда посредством организации
сетевого взаимодействия с различными предприятиями станицы, на которых трудятся
родители воспитанников. В процессе экскурсий и тематических визитов в течение года,
организации детско-родительских проектов, основанных на погружении в особенности
трудовых действий взрослых и их значимости, закладывается желание приносить пользу
людям и ценить труд.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение ДОО социального
партнерства с различными социальными институтами города:
Сетевое взаимодействие с учреждениями станицы представлено в таблице выше
Социокультурный контекст программы, создаваемый участниками образовательных
отношений нашего детского сада для эффективной реализации воспитательного
процесса в ДОО, является единым как для реализации обязательной части программы,
так и для части, формируемой участниками образовательных отношений.
4. Организационный раздел
4.1. Кадровое обеспечение
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации на разных уровнях.
Наименование
должности
(в
Функционал, связанный с организацией и реализацией
соответствии
со
воспитательного процесса
штатным
расписанием ОО)
Заведующий
Заместитель
заведующего
ВМР
по
управляет воспитательной деятельностью на уровне
ДОО;
создает условия, позволяющие педагогическому составу
эффективно реализовать воспитательную деятельность;
проводит анализ итогов воспитательной работы в ДОО
за год;
обеспечивает повышение квалификации педагогических
работников ОО по вопросам воспитания;
утверждает воспитательную деятельность в ДОО на год,
включая календарный план воспитательной работы на
год;
регулирование воспитательной деятельности в ДОО;
контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОО;
<...>
организация воспитательного процесса в ДОО;
разработка кодекса этического поведения;
разработка
необходимых
для
организации
воспитательной деятельности в ДОО нормативных
документов (положений, инструкций, должностных и
функциональных обязанностей, проектов и плана
воспитательной работы);
Педагог-психолог
планирование работы в организации воспитательной
деятельности как в группах, так и во всем пространстве
детского сада;
организация эффективной практической работы в ДОО
в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
проведение мониторинга состояния воспитательной
деятельности в ДОО совместно с педагогическим
советом;
организация
повышения
квалификации
и
профессиональной переподготовки педагогов для
совершенствования их психолого-педагогической и
воспитательных компетентностей – проведение анализа
и
контроля
воспитательной
деятельности,
распространение
передового
опыта
других
образовательных организаций;
формирование мотивации педагогов к участию в
разработке
и
реализации
разнообразных
воспитательных и социально значимых проектов;
наполнение и обновление сайта ДОО информацией о
воспитательной деятельности;
организация повышения психолого-педагогической
квалификации воспитателей;
организационно-координационная
работа
по
проведению общественных воспитательных событий на
уровне сада и муниципалитета;
участие обучающихся в районных и краевых конкурсах
и т. д.;
организационно-методическое
сопровождение
воспитательной
деятельности
педагогических
инициатив;
создание
необходимой
для
осуществления
воспитательной деятельности инфраструктуры;
развитие сотрудничества с социальными партнерами;
стимулирование мотивации к активной воспитательной
деятельности педагогов;
организация сетевого взаимодействия социальных
институтов города, подготовка договоров на новый
учебный год;
оказание
психолого-педагогической
помощи
в
воспитательном процессе согласно возрастным
особенностям воспитанников;
осуществление социологических исследований семей
воспитанников;
организация
и
проведение
различных
видов
воспитательной работы;
подготовка предложений по поощрению обучающихся и
педагогов за активное участие в воспитательном
процессе;
профилактика профвыгорания;
Воспитатель
Инструктор
по
ФИЗО
Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед
Помощник
воспитателя
обеспечивает занятие обучающихся творчеством,
физической культурой;
формирование у обучающихся активной гражданской
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение традиций ДОО;
организация работы по формированию общей культуры
личности воспитанников;
внедрение здорового образа жизни;
внедрение в практику воспитательной деятельности
новых технологий взаимодействия и сотрудничества с
детьми;
организация участия воспитанников в событиях и
мероприятиях, проводимых районными, городскими и
другими структурами в рамках воспитательной
деятельности;
совместно с воспитателем обеспечивает разные виды
деятельности воспитанников в течение дня (творчество:
музыкальная,
театральная,
изобразительная,
двигательная, самообслуживание и элементарный
бытовой труд, деятельность);
участвует в организации работы по формированию
общей культуры личности воспитанников;
4.2. Нормативно-методическое обеспечение
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
ФГОС ДО;
ФОП ДО;
Электронные платформы:
практическое руководство «Воспитателю о воспитании»;
Сетевая форма организации образовательного процесса строится на основании:
договора о сетевом взаимодействии с районной детской библиотекой от
28.08.2023 № 123;
договора о сетевом взаимодействии,
Должностные инструкции педагогов по вопросам воспитательной деятельности.
4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОО – инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти
ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ, событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения
каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества, рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих
дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка
обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с
особыми образовательными потребностями предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности
деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта
детей особых категорий;
формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с
особыми образовательными потребностями, с учетом необходимости развития
личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения;
создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и
образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической
доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания
и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми
образовательными потребностями;
участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.