Программа оздоровления и физического здоровья детей
16.07.2021
Воспитание здорового ребенка –
наиглавнейшая задача дошкольного учреждения
в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём
мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично
развитые, активные и здоровые.
Проблема ухудшения здоровья детей
становится национальной. Сегодня важно формировать и поддерживать интерес к
оздоровлению, своих детей.
Несомненно, проблема раннего формирования
культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и
сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию
физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда
это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь
именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период
идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Результаты
научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.)
свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция
ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В
результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено,
что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте -
нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем
мало детей, признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена
ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением
проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей.
Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером,
возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение
здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и
серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой
нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является
образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно
обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания,
несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение,
злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье
присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их
родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что
объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о
здоровом образе жизни.
Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей
дошкольного возраста быть здоровыми.
Назрела
необходимость поиска путей организации
воспитательного процесса и его содержания на основе лечебно-профилактических,
оздоровительных, воспитательно-образовательных мероприятий с целью создания
единой здоровьеформирующей образовательной среды ДОУ и семьи.
Оздоровительную
направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в
дошкольном образовательном учреждении. Поэтому крайне важно активизировать
поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния
здоровья и физического развития.
Педагогический
процесс выстраивается таким образом, чтобы у
участников образовательных отношений проявлялись:
- высокий уровень мотивации на
укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья;
- познавательная и интеллектуальная
активность в приобретении знаний о своем здоровье;
- владение способами, охраняющими,
укрепляющими и развивающими здоровье;
- умения применять способы, методы и
приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма;
- культура здоровья, выраженная
ответственным отношением, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих, гармонизацию
личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих,
способность воспринимать и создавать прекрасное.
Цель: Создание необходимого потенциала организационных, методологических,
методических предпосылок для
комплексного решения проблемы
укрепления и сохранения здоровья
детей через интеграцию усилий всех
участников образовательного
процесса и формирование у
детей необходимых знаний, умений и навыков
по здоровому образу жизни.
Задачи:
1.
Определить
принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса
в деле охраны и укрепления
здоровья воспитанников.
2.
Определить комплекс мер
по формированию у детей ценностей здорового образа жизни, популяризации
преимуществ здорового образа жизни,
расширение кругозора в области физической культуры и здоровья предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение.
3.
Создать условия для обеспечения охраны
здоровья детей, их
полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни через совершенствование
организаторской и практической работы, включая упорядочение режима занятий, предотвращение перегрузки занятиями, постановки
контроля за соблюдением
санитарно-гигиенических норм.
4.
Внедрить систему
выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени пребывания
ребенка в детском саду.
5.
Организация
системы профилактических
работ по предупреждению детского
травматизма на дорогах, предотвращению роста
заболеваемости.
6.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
7.
Стимулировать
применение новых программ и технологий, направленных на охрану
и укрепление здоровья детей, полноценное их развитие.
8. Построение единого
здоровьеформирующего образовательного
пространства ДОУ на основе комплексного
использования здоровьесберегающих, здоровьеформирующиx и здоровьеразвивающих
технологий.
9. Создание
организационно-педагогических и методических условий развития
здоровьеформирующих компетентностей всех
субъектов образовательного процесса.
10. Организация познавательной деятельности в сфере
здоровьеформирования.
11. Создание условий для развития воспитанников посредством организации
практической деятельности (двигательной,
игровой, трудовой, восприятия
художественной литературы, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной) по формированию ценностного отношения к
здоровому образу жизни.
12. Формирование индивидуальных
маршрутов здоровья воспитанников на основе системы паспортов здоровья, портфолио.
13. Многоуровневое повышения
квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования;
14. Разработка мониторинга индивидуально
– психологических особенностей личности в взаимосвязи педагог - ребёнок - родитель, а также степени сформированности
здоровьеформирующего пространства детского сада.
15. Проектирование накопления,
пропагандирование опыт работы ДОУ здорового развития, других образовательных
учреждений.