Точки контроля руководителем конструктивного взаимодействия с родителями в МАДОУ
19.10.2022
Что делать, если взгляды родителей расходятся с взглядами руководителя? Как поговорить, что предусмотреть, чтобы взаимодействие пошло по вашему сценарию? Я предлагаю семь точек контроля руководителем конструктивного взаимодействия с родителями, которые помогут решить задачу. В бизнесе есть понятие «точки контакта с клиентами». Компании стараются их совершенствовать, чтобы привлечь и удержать клиентов. Во взаимодействии заведующего МАДОУ с родителями тоже есть такие точки. И их тоже нужно совершенствовать, но не для того, чтобы удержать родителей, а скорее, чтобы сделать их партнерами в работе. Ведь закон об образовании ставит перед детским садом задачу поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи.
Точки контроля и непосредственного взаимодействия руководителя нашего ДОУ с родителями:
1. Сайт детского сада;
2. Договор об образовании;
3. Локальные акты;
4. Вариативная часть основной образовательной программы;
5. Независимая оценка качества образования ДОУ.
1. Сайт детского сада Косвенно взаимодействовать с родителями как нынешних, так и будущих воспитанников руководитель начинает уже через сайт. Постоянная аудитория сайта, которая не только активно его посещает, но и высказывает мнение по поводу мероприятий и публикаций, станет вашим помощником в развитии детского сада. А для этого сайт должен быть таким, чтобы у родителей не оставалось вопросов и тревоги за детей.
Вот инструменты, которые нам в этом помогают:
1. Счетчик посещений – позволяет ежедневно отслеживать частоту посещений сайта и делать выводы о его привлекательности и востребованности у родителей. Счетчик уже встроен в сайт и находится в нижнем углу страницы – справа или слева.
2. Обратная связь – форма, где родители могут оставить отзыв о проведенном мероприятии, прочитанной на сайте публикации, задать вопрос специалисту детского сада.
3. Анонсы событий. Размещаются на главной странице сайта заблаговременно – за 3–5 дней.
4. Фотоотчеты. Подборка фотографий с мероприятия – простой и эффектный инструмент взаимодействия. Бабушки и дедушки дошкольников, живущие в других городах, посмотрят фотографии с мероприятия и порадуются за внуков. Родители будущих воспитанников больше узнают о нашем детском саде.
5. Страницы педагогов. Страницы групп. Размещены на ней не только статьи и доклады воспитателей, но и полезные ссылки, новинки педагогической литературы, журнальные публикации и видеосюжеты, задания и игры для совместного досуга в кругу семьи. Такая страничка значительно экономит время проведения родительских собраний, если выкладывать на ней раздаточные материалы к каждому мероприятию.
6. Конкурсы. Если сад проводит конкурс, присланные материалы размещаются на сайте. Устраиваем общественное голосование. Членами жюри становятся посетители сайта – они и определяют победителя.
7. Документы по текущей деятельности детского сада. Кроме обязательных
документов, которые требуются по закону, размещаются на сайте меню, сетка
занятий, план работы на месяц, режим дня. Так родители будут больше знать о
жизни своих детей в дошкольной организации.
8. Страница с высказываниями воспитанников( по согласованию с родителями) . Такие рубрики делают наш
сайт привлекательнее. При этом нужно проследить, чтобы реплики детей
публиковались без указания их фамилии – только имя, возраст и ситуация
(например, «Алеша, 4 года, на прогулке»).
Таким образом, сайт выполняет немаловажную роль в формировании
имиджа нашего ДОУ, так как позволяет родителям (законным представителям),
в том числе тем, кто только планирует посещать дошкольное учреждение,
узнать о его деятельности, четко представляет структуру, услуги, программу
обучения дошкольного образования, одним словом имеют общее представление
о работе дошкольного учреждения.
Сайт является информативным для участников образовательных
отношений, постоянно обновляется, включает в себя разные сервисы,
мобилизующий, развивающий, доступный и привлекательный для каждого
посетителя.
2. Договор об образовании
Момент заключения договора – еще одна точка взаимодействия с нашими
родителями. Когда наши родители подписывают договор, они подтверждают
свое согласие с принципами педагогической политики дошкольной
организации, методами обучения и воспитания детей.
3. Локальные акты
В нашем ДОУ созданы все условия, чтобы родители могли ознакомиться
с документацией детского сада: уставом, лицензией, образовательной
программой, методами и технологиями обучения. Это не значит, что каждому
родителю мы должны предоставить папку с документами. Все локальные акты
родители могут посмотреть на сайте детского сада, нам нужно только заранее
им об этом сообщить.
4. Вариативная часть основной образовательной программы Благодаря ФГОС дошкольного образования появилась новая форма взаимодействия с родителями: теперь они могут определять содержание образовательной программы. Стандарт рассматривает сотрудничество дошкольной организации и семьи как:
основной принцип разработки ФГОС (подп. 2 п. 1.2, подп. 3 п. 1.4, подп. 5 п. 1.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155);
одну из задач стандарта (подп. 9 п. 1.6);
подход к формированию содержания образования (пп. 2.9, 2.11.2);
условие реализации основной образовательной программы (подп. 6 п. 3.1, пп. 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.8). Деятельность руководителя здесь будет разнообразной. Прежде всего, мы изучаем потребности семьи. Родители ценят участие детского сада в укреплении семейных ценностей. Важно не только сообщить родителям, как детский сад планирует работать с ребенком, но и выяснить ожидания родителей от дошкольной организации. Определить пожелания родителей к контенту вариативной части основной образовательной программы нам помогает опрос. Разрабатывая анкету для опроса, нужно помнить основные правила. Опрос можно провести на сайте или просто раздать распечатки. Мы всегда готовы к тому, что мнения родителей разойдутся. Одним некогда заниматься с ребенком, другие предпочитают сами решать, как и чему они будут учить ребенка. В таких случаях мы предлагаем различные индивидуальные программы и курсы или направление деятельности: художественно-эстетическое, спортивное и другие. Если же родители не проявляют столь явной и активной инициативы, то последовательность действия руководителя по выявлению образовательных запросов семей (далее – ОЗС) воспитанников выглядит примерно следующим образом: 1. Подготовка педагогического коллектива к качественной работе по выявлению образовательных запросов, а далее – по необходимости – к доформированию, доосмыслению ОЗС вместе с родителями.
2. Организация диагностики одним из выбранных способов: на общешкольном или классном родительском собрании; через сайт ДОУ/ педагога; через детей - передача анкет родителям и сбор результатов в назначенный срок.
3. Организация сопровождения и методической поддержки процесса обработки анкет – назначение сроков и ответственных.
4. Обобщение полученных результатов – по уровням образования – назначение сроков и ответственных.
5. Проведение административного совещания при руководителе – по итогам диагностики ОЗС, выявление положительных результатов и проблем. Обозначение ОЗС, готовых к реализации – с точки зрения их адекватности, конструктивности и наличия ресурсов. Обозначение ОЗС, требующих дополнительного обсуждения с родителями. Выдвижение предложений педагогов по возможности их реализации.
6. Вынесение на обсуждение всем педагогическим коллективом (или малым педсоветом) – в зависимости от того, какой части коллектива касается проблема.
7. Организация - совместно с органами родительского самоуправления или органами со-управления ОУ - переговорной площадки с родителями (конкретного уровня образования ли всего ОУ – в зависимости от масштаба обсуждаемого вопроса).
8. Принятие согласованного и аргументированного решения относительно всех предложенных ОЗС по их включению или не включению в программу образовательной деятельности учреждения. 9. Возможно по итогам работы переговорной площадки – создание комиссий (например, от Наблюдательного совета или других органов управления ДОУ) или рабочих групп по доработке или реализации принятого решения (например, по выявлению возможностей привлечения или привлечению дополнительных ресурсов для организации определенной программы, вида деятельности и т.д.)
10. Издание необходимых Приказов (например, об организации дополнительной образовательной деятельности, о доработке части программы, формируемой участниками образовательных отношений и т.д.).
11. Заключение договоров с родителями на реализацию образовательных
программ (ООП и дополнительных образовательных программ,
адаптированных и индивидуальных образовательных программ) на
предстоящий учебный год. В нем конкретизируются зоны ответственности
образовательного учреждения и семьи.
А по прошествии определенного времени уже необходима также оценка
удовлетворенности ребёнка и членов его семьи теми условиями и результатами
образования, которые получены за последний год (несколько лет).
Как видно из представленного материала, выявление образовательных
запросов семей, которые могут лечь в основу деятельности образовательного
учреждения – дело непростое. Оно занимает достаточно большое время у
руководителя и сотрудников ДОУ. Тем не менее – это реальный
управленческий механизм, позволяющий реально управлять взаимодействием с
семьями, «держать руку на пульсе» тех процессов (позитивных и негативных),
которые происходят в образовательном учреждении, и даже отчасти
прогнозировать и предупреждать нежелательные события. А самое главное,
знание ОЗС позволяет управлять удовлетворенностью потребителей и
качеством образовательного процесса, находя среди родителей союзников и
даже партнеров.
Работа с родителями не заканчивается даже, когда программа разработана
с учетом их пожеланий. Мы также обсуждаем вопросы реализации программы
на родительских собраниях, заседаниях родительского комитета,
наблюдательного совета и во время личных встреч.
5. Независимая оценка качества образования ДОУ
Работая с родителями и управляющими советами, мы видим, что вопросы
качества образования в последние годы неизменно остаются в фокусе
общественного внимания. В связи с этим особую актуальность приобретает
36
создание условий для полной и достоверной информации граждан о качестве
подготовки обучающихся, качестве образовательных услуг, которые
обеспечиваются образовательными организациями.
Опыт работы показывает: позиция родителей стала более гибкой. Они
ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания детей. Анализируя
совместные мероприятия и анкетирование родителей мы видим, что родители
стали более охотно и регулярно участвовать в планировании образовательного процесса,
принимают активное участие в организации образовательной деятельности,
стали проявлять искренний интерес к жизни сада, научились выражать
восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально
поддерживать своего ребенка. До 91% родителей посещают родительские
собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, в проектной
деятельности. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с
руководителем детского сада не теряется, а продолжает существовать. В тесном
сотрудничестве с родителями точки взаимодействия помогают стимулировать к конструктивному взаимодействию с родителями