Феоктистова ДОП Маленький исследователь (1)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
СОГЛАСОВАНО:
зам. зав по ВМР
____________Бондарь К.В.
«_____» ___________2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №38
________ Николаева Ю.А.
Приказ № ______________
«____» ___________2025г.

Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Маленький исследователь»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации Программы: 1 год

Составитель:
Феоктистова Надежда Игоревна,
воспитатель

мо Сухой Лог
2

2025г.
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.2.
2.3.
3.

Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цели и задачи общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Содержание общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Планируемые результаты
Организационно – педагогические условия
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3
3
5
6
10
11
11
12
13

3

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в
процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая нами
понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным
руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС ДО прописано, что один из основных
принципов дошкольного образования – «формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Ребёнок настроен на познание
мира, он хочет его познавать.
Именно
это внутреннее
стремление
к
исследованию
порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое
развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные
в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что
получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
Познавательно-исследовательская деятельность принципиально отличается от любой
другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе
поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,
входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный
характер.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
естественнонаучной
направленности «Маленький исследователь» для детей 4-5 лет (Далее – Программа)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с нормами,
установленными следующей законодательной базой:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ»;
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
4








общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года);
Методические рекомендации Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области, ГАНОУ СО «Дворец молодежи»,
Региональный
модельный
центр
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
Устав МАДОУ №38;
Положение МАДОУ №38 о «Дополнительной образовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе».

Направленность (профиль общеразвивающей программы): Естественнонаучная
Актуальность общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
естественнонаучной
направленности «Маленький исследователь» для детей 4-5 лет направлена на развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем,
сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации,
формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и
творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия,
внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие
обобщения.
Отличительные особенности программы, новизна:
Образовательная программа «Маленький исследователь» выполнена в личностноориентированной модели образования и предполагает создание дидактических условий для
развития интеллектуально-познавательных способностей дошкольников средствами
эксперимента.
Адресат общеразвивающей программы: Программа рассчитана на дошкольников с 4
до 5 лет. Количество обучающихся в группе 19 человек.
Режим занятий: Общее количество часов для реализации программы – 37 часов.
Занятия организуются 1 раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного
учреждения во вторую половину дня и проходят в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13
(ред. от 27.08.2015)
и «Основной образовательной программой МАДОУ №38»,
продолжительностью 1 академический час - в средней группе – 20 минут.
Объем общеобразовательной программы и срок её освоения: программа рассчитана
на один год обучения для детей с 4 – 5 лет, реализуется в течение – 37 часов.
Особенности организации образовательного процесса
5

Для реализации данной программы используется традиционная модель,
представляющая собой линейную последовательность освоения содержания в течение
учебного года обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Перечень видов занятий: игры-эксперименты, моделирование, опыты.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
практическое занятие, открытое занятие, презентация.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию,
поддержку индивидуальности детей, формирования у них познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через
общение, игру, труд, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности и детской деятельности.
Задачи:
Обучающие:

формировать у дошкольников диалектическое мышление, способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
физических экспериментов;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в парах, в
микрогруппах; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным
творческим мышлением.
Развивающие:

развивать у дошкольников познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и
явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения;

развивать у детей способности использовать обобщенные способы
исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов,
перцептивных действий;

развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

расширять перспективы познавательно-исследовательской деятельности путем
включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Воспитательные:

воспитывать культуру поведения на занятиях, культуру общения в коллективе,
учить уступать друг другу, работать вместе, подсказывать, договариваться о совместной
работе;

воспитывать у детей сообразительность, старательность, самостоятельность;
6


воспитывать в детях оценочное и критическое отношение к миру (развитие
эмоционально – ценностного отношения).

1.3. Содержание общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Программой предусматривается 37 часов.
Учебный (тематический) план
средняя группа (4-5 лет)
№
п/п

Количество занятий
Название темы

Всего

Теория Практика

1

«История воды и воздуха»

5

1

4

2

«Что на поверхности?» (изучение
свойств песка, почвы, глины»
«Предметы с секретом» (бумага,
ткань, древесина, пластмасса, магнит»
«Четыре сезона» (природные явления)

6

1

5

8

1

7

5

1

4

«Тайны живой
природы» (мир
растений и животных)
6
«Что мы знаем о себе?» (организм
человека)
Всего в год:

7

1

6

6

1

5

37

6

31

3
4
5

Формы
аттестации/
контроля
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент

-

Календарный график
Время
Количество Количество Количество
Количество
Периодичность
Возраст
одного
часов
в занятий в часов
в занятий
в
в неделю
занятия
неделю
месяц
месяц
год
4 - 5 лет
20 мин
1
15 мин
4
1 час 20 мин
37
Содержание учебного (тематического) плана
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе (4-5 лет)
Дата

Тема

Программное содержание

Кол-во
занятий

СЕНТЯБРЬ
1 неделя Что растворяется в Развивать представления о свойствах воды,
растворимости воды; учить формулировать вывод в
воде?
ходе практических действий.
2 неделя Рыхлая и твердая Развивать умение выявлять свойства почвы
(определять отличия рыхлой и твердой почвы);
почва
закреплять умение устанавливать взаимосвязь между
объектами исследования; развивать интерес к
практическим действиям.
3 неделя Пройдем по лужам? Познакомить
со
свойствами
резины
–
непромокаемостью; учить выделять и обобщать
свойства
исследуемого
объекта;
развивать
познавательный интерес, умение самостоятельно

1

1

1

7

осуществлять практические действия.
4 неделя

Листопад

Формировать представление о взаимосвязи живой и
неживой природы (ветер помогает деревьям
сбрасывать листья), умение обобщать полученные
знания,
формулируя
выводы;
развивать
познавательный интерес.

1

Итого за месяц

4

ОКТЯБРЬ
1 неделя Листочки
солнышку

1

к Формировать представление о том, что растения для
роста
необходим
свет;
закреплять
умение
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования.
2 неделя Что может нос?
Развивать интерес к опытно-экспериментальной
деятельности;
умения
выделять
особенности
исследуемого объекта, обобщать полученные знания,
самостоятельно формулировать выводы.
3 неделя Испарение
Расширять представления о свойствах воды
(испарение); совершенствовать умение делать выводы
в процессе обследовательских действий; развивать
познавательный интерес.
4 неделя Почему
осенью Формировать представление о свойстве почвы
впитывать воду; продолжать обучать способам
бывает грязно?
исследования; развивать мыслительные процессы
(анализ, обобщение, сравнение).
Итого за месяц
НОЯБРЬ
1 неделя Магнитная задачка Познакомить с магнитом, его свойствами притягивать
металлические предметы;
учить обобщенным
способом
исследования
различных
объектов;
развивать интерес к исследованиям.
2 неделя Для чего растениям Формировать представление о развитии растений;
привлекать
к
совместным
со
взрослыми
плоды?
практическим
познавательным
действиям
экспериментального характера; закреплять умение
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования
3 неделя Спокойной
ночи, Формировать начальные представления о вращении
Земли; закреплять умение исследовать явления
солнышко!
окружающей
действительности
с
помощью
практических познавательных действий; развивать
интерес к объектам исследования.
4 неделя Почему животным Познакомить с особенностями приспособления
животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение
тепло зимой?
исследовать явления окружающей действительности с
помощью практических познавательных действий.
5 неделя Картон
Познакомить
со
свойствами
картона;
совершенствовать
умение
самостоятельно
осуществлять практические действия; развивать
познавательный интерес.
Итого за месяц

1

1

1

4
1

1

1

1

1

5
8

ДЕКАБРЬ
1 неделя Что
язычок?

«умеет» Продолжать знакомить детей с организмом человека
(функцией языка); закреплять умение выделять
особенности исследуемого объекта, обобщать
полученные знания; развивать интерес к опытноэкспериментальной деятельности.
2 неделя Деревянный мир
Продолжать знакомить детей со свойствами
древесины, учить выделять и обобщать свойства
исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять
практические действия; развивать познавательный
интерес.
3 неделя Как
корень Формировать у детей понятие о значении корня для
роста и развития растений; закреплять умения
«служит?»
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования.
4 неделя Камни
Продолжать учить детей выявлять свойства веществ и
материалов
(камней);
закреплять
умения
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования; развивать интерес к практическим
действиям.
Итого за месяц
ЯНВАРЬ
2 неделя Мерзнет ли песок?
Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка (при его замерзании); учить обобщать
полученные знания, самостоятельно формулируя
выводы; развивать любознательность.
3 неделя Стеклянный мир
Познакомить со свойствами стекла, продолжать учить
детей обобщенным способам обследования объектов;
развивать интерес к исследовательской деятельности.
4 неделя Чем
полезен Формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и
холодный снег для неживой природы (польза снега для растений);
закреплять умение устанавливать взаимосвязь между
растений?
объектами исследования.
Итого за месяц
ФЕВРАЛЬ
1
Сравнение свойств Продолжать учить детей выявлять свойства и
неделя песка, глины, почвы качества материалов в сравнении, обобщать
полученные знания, самостоятельно формулируя
выводы; развивать интерес к объектам исследования.
2
Какие
разные Продолжать учить детей выявлять свойства и
неделя игрушки!
качества материалов в сравнении, закреплять умение
самостоятельно осуществлять практические действия;
развивать познавательный интерес.
3
Расти,
семечко, Формировать у детей понятие о необходимости влаги
неделя расти!
на начальном этапе роста и развития растения;
закреплять умение исследовать явления окружающей
действительности
с
помощью
практических
познавательных действий.
4
Ушки -«подслушки» Продолжать знакомить детей с организмом человека
неделя
(функцией органа слуха); закреплять умение
выделять
особенности
объекта
исследования,

1

1

1

1

4
1

1

1

3
1

1

1

1

9

обобщать
полученные
познавательный интерес.

знания;

развивать

Итого за месяц

4

МАРТ
1 неделя

1

Формировать у детей понятие о зависимости смены
сезонов от Солнца; учить обобщать полученные
знания,
самостоятельно
формулируя
выводы,
развивать познавательный интерес.
2 неделя Где
прячется Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха
заполнять всё окружающее пространство; обучать
воздух?
способам исследования, развивать мыслительные
процессы: анализ, обобщение, синтез.
3 неделя Сравнение свойств Закреплять знания детей о свойствах резины и
резины
и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать
свойства исследуемых объектов, продолжать учить
древесины
самостоятельно осуществлять практические действия,
развивать познавательный интерес.
4 неделя Сажаем лук
Продолжать формировать у детей понятие о том, что
растениям для роста необходимы свет и вода;
закреплять знания о росте и развитии растений, учить
устанавливать
взаимосвязи
между
объектами
исследования.
Итого за месяц
АПРЕЛЬ
1 неделя Чистая вода
Продолжать знакомить детей со свойствами воды,
способами
ее
очистки;
закреплять
умение
самостоятельно
осуществлять
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера.
2 неделя Магнитная сила
Продолжать знакомить детей с магнитом, его
свойством притягивать металлические предметы на
расстоянии; учить детей обобщенным способом
исследования объектов, развивать интерес к
исследованиям.
3 неделя Что
природа Продолжать знакомить детей с объектами природы и
создала? Что создал предметами, созданными человеком, учить отличать
эти объекты друг от друга; развивать интерес к
человек?
познавательно - исследовательской деятельности.
4 неделя Птичьи дома
Формировать у детей понятие об особенностях жизни
птиц весной (постройка гнезд); включать детей в
совместные
со
взрослым
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера, развивать любознательность.
Итого за месяц
МАЙ
1 неделя Из чего «сделаны» Закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы,
камня; продолжать учить выявлять свойства веществ
облака?
с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
(на прогулке)
2 неделя Ищем клад (на Продолжать знакомить детей со свойствами песка;
закреплять умение исследовать явления окружающей
прогулке)
Почему тает снег?

1

1

1

4
1

1

1

1

4
1

1
10

3 неделя
4 неделя

Видимые
невидимые
отпечатки
Сильный металл

5 неделя

В цветнике

действительности
с
помощью
практических
познавательных действий, развивать интерес к
объектам исследования.
Продолжать учить самостоятельно осуществлять
практические действия, развивать познавательный
интерес.
Формировать у детей знания о свойствах магнита;
включать детей в совместные со взрослым
практические
познавательные
действия
экспериментального характера.
Продолжать знакомить детей обобщенным способам
исследования различных объектов; развивать интерес
к исследовательской деятельности.

Итого за месяц
Итого за учебный год

1

1

1

5
37

1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Достижения ребенка пяти лет:
- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты.
- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы эталонов.
- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического
исследования.
- Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и
предлагаемым алгоритмом деятельности.
- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности модели,
предложенные взрослым.
2. Организационно – педагогические условия
2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение
- магнитофон;
- компакт диски, флешка;
- магнитная доска;
- столы;
- стулья;
- картотека опытов и экспериментов;
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,
компас, магниты:
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
разного объема и формы;
- природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и
листья деревьев, мох, семена и т.д.;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.;
11

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
- прочные материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.;
- рабочие тетради;
- схемы;
- игровое практическое пособие для детей «Экраны начинающего исследователя»:
«Моном-экран», «Бином-экран», «Полином-экран».
- «Глоссарий начинающего исследователя».
- кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования по профилю
- методические материалы
Структура занятий:
- Общая организационная часть;
- Знакомство с новым материалом;
- Практическое выполнение.
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на дошкольников с 4 до 5 лет. Количество обучающихся в
группе 19 человек.
Режим занятий: Общее количество часов для реализации программы – 37 часов.
Занятия организуются 1 раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного
учреждения во вторую половину дня и проходят в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13
(ред. от 27.08.2015)
и «Основной образовательной программой МАДОУ №38»,
продолжительностью 1 академический час – в средней группе – 20 минут.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1.Словесный метод (устное изложение, беседа) даёт возможность передать детям
информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его
решения.
2. Наглядный метод (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение) - один из
основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с
формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и
явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
3. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода
за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность
игровых и практических действий.
4. Метод проблемного обучения. Проигрывание в совместной деятельности с детьми
проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают
их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно – иллюстративный. Дети воспринимают и усваивают готовую
12

информацию.
2. Репродуктивная деятельность. Дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
1. Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми.
2. Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальной и
фронтальной
форм работы.
3. Групповой – организация работы с малыми группами (от двух до четырех человек).
4. В парах – организация работы по парам.
5. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
решение
поставленных проблем.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Наблюдение.
2. Экспериментальная деятельность.
3. Практический контроль.
Педагогический мониторинг
Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытно-экспериментальной
деятельности осуществляется два раза в год (сентябрь, май).
При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так,
если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности
целесообразно перенести на более поздний срок.
Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и
индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить
слабые стороны (проблемы) освоения образовательной программы, наметить задачи работы
и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в
таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализа выполненных
заданий.
Количество детей
овладевших
№
содержанием деятельности
п/п
Показатели
Начало года Конец года
1. Умеет проводить эксперименты с неживой природой
2. Умеет проводить эксперименты с живой природой
3. Умеет проводить эксперименты с электричество
4. Умеет проводить эксперименты со светом
5. Умеет проводить эксперименты с магнитом
Количество детей в группе
Оценка результатов
Уровни
3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданием,
правильно отвечает на вопросы.
2 балл – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого

Начало года

Конец года

13

или второй попытки.
1 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Количество детей в группе

14

Формы проведения итогов реализации программы:
1. Заполнение диагностической карты
2. Выполнение экспериментов.
3. Отчёт воспитателя — руководителя кружка на педсовете.
4. Систематизация работы воспитателя — руководителя кружка и обобщение опыта.
3. Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
2. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к
рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
3. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
4. Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА,
М., 2003г.
5. Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников.
ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
6. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
7. Дыбина О.В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА,
М., 2003г.
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2001г.
9. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.
Самара, 1997г.
10. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.
11. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г.
12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
13. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»,
Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
14. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М.,
2004г.
15. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро
растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
16. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
17. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший
дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России,
2005г.
18. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»,
методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.
19. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО
Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
20. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов
дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и
колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).
21. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО
Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
22. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз –
Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

15

Список детей средней группы №18
1 подгруппа

2 подгруппа

1 Анохин Матвей

1 Боликов Иван

2 Берсенева Диана

2 Крохмаль София

3 Бурдова Мелания

3 Мезенцева Варвара

4 Галиахметова Ева

4 Пестов Данил

5 Гордеева Вика

5 Сидорова Алиса

6 Дружинин Артем

6 Смирнова Вика

7 Кунгурова Оливия

7 Худорожков Макарий

8 Ловыгина София

8 Шульженко Дима

9 Сергеев Сергей
10 Ульянов Елисей
11 Шумарова Агния

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Учебный план