муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
СОГЛАСОВАНО:
зам. зав по ВМР
____________Бондарь К.В.
«_____» ___________2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №38
________ Николаева Ю.А.
Приказ № ______________
«____» ___________2025г.
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Маленький исследователь»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации Программы: 1 год
Составитель:
Феоктистова Надежда Игоревна,
воспитатель
мо Сухой Лог
2
2025г.
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.2.
2.3.
3.
Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цели и задачи общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Содержание общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Планируемые результаты
Организационно – педагогические условия
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
3
3
5
6
10
11
11
12
13
3
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в
процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая нами
понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным
руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС ДО прописано, что один из основных
принципов дошкольного образования – «формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Ребёнок настроен на познание
мира, он хочет его познавать.
Именно
это внутреннее
стремление
к
исследованию
порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое
развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные
в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что
получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
Познавательно-исследовательская деятельность принципиально отличается от любой
другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе
поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,
входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный
характер.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
естественнонаучной
направленности «Маленький исследователь» для детей 4-5 лет (Далее – Программа)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с нормами,
установленными следующей законодательной базой:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
4
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года);
Методические рекомендации Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области, ГАНОУ СО «Дворец молодежи»,
Региональный
модельный
центр
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
Устав МАДОУ №38;
Положение МАДОУ №38 о «Дополнительной образовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе».
Направленность (профиль общеразвивающей программы): Естественнонаучная
Актуальность общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
естественнонаучной
направленности «Маленький исследователь» для детей 4-5 лет направлена на развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем,
сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации,
формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и
творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия,
внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие
обобщения.
Отличительные особенности программы, новизна:
Образовательная программа «Маленький исследователь» выполнена в личностноориентированной модели образования и предполагает создание дидактических условий для
развития интеллектуально-познавательных способностей дошкольников средствами
эксперимента.
Адресат общеразвивающей программы: Программа рассчитана на дошкольников с 4
до 5 лет. Количество обучающихся в группе 19 человек.
Режим занятий: Общее количество часов для реализации программы – 37 часов.
Занятия организуются 1 раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного
учреждения во вторую половину дня и проходят в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13
(ред. от 27.08.2015)
и «Основной образовательной программой МАДОУ №38»,
продолжительностью 1 академический час - в средней группе – 20 минут.
Объем общеобразовательной программы и срок её освоения: программа рассчитана
на один год обучения для детей с 4 – 5 лет, реализуется в течение – 37 часов.
Особенности организации образовательного процесса
5
Для реализации данной программы используется традиционная модель,
представляющая собой линейную последовательность освоения содержания в течение
учебного года обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Перечень видов занятий: игры-эксперименты, моделирование, опыты.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
практическое занятие, открытое занятие, презентация.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию,
поддержку индивидуальности детей, формирования у них познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через
общение, игру, труд, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности и детской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
формировать у дошкольников диалектическое мышление, способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
физических экспериментов;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в парах, в
микрогруппах; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным
творческим мышлением.
Развивающие:
развивать у дошкольников познавательный интерес;
развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и
явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения;
развивать у детей способности использовать обобщенные способы
исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов,
перцептивных действий;
развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
расширять перспективы познавательно-исследовательской деятельности путем
включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения на занятиях, культуру общения в коллективе,
учить уступать друг другу, работать вместе, подсказывать, договариваться о совместной
работе;
воспитывать у детей сообразительность, старательность, самостоятельность;
6
воспитывать в детях оценочное и критическое отношение к миру (развитие
эмоционально – ценностного отношения).
1.3. Содержание общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
Программой предусматривается 37 часов.
Учебный (тематический) план
средняя группа (4-5 лет)
№
п/п
Количество занятий
Название темы
Всего
Теория Практика
1
«История воды и воздуха»
5
1
4
2
«Что на поверхности?» (изучение
свойств песка, почвы, глины»
«Предметы с секретом» (бумага,
ткань, древесина, пластмасса, магнит»
«Четыре сезона» (природные явления)
6
1
5
8
1
7
5
1
4
«Тайны живой
природы» (мир
растений и животных)
6
«Что мы знаем о себе?» (организм
человека)
Всего в год:
7
1
6
6
1
5
37
6
31
3
4
5
Формы
аттестации/
контроля
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
игра
эксперимент
-
Календарный график
Время
Количество Количество Количество
Количество
Периодичность
Возраст
одного
часов
в занятий в часов
в занятий
в
в неделю
занятия
неделю
месяц
месяц
год
4 - 5 лет
20 мин
1
15 мин
4
1 час 20 мин
37
Содержание учебного (тематического) плана
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе (4-5 лет)
Дата
Тема
Программное содержание
Кол-во
занятий
СЕНТЯБРЬ
1 неделя Что растворяется в Развивать представления о свойствах воды,
растворимости воды; учить формулировать вывод в
воде?
ходе практических действий.
2 неделя Рыхлая и твердая Развивать умение выявлять свойства почвы
(определять отличия рыхлой и твердой почвы);
почва
закреплять умение устанавливать взаимосвязь между
объектами исследования; развивать интерес к
практическим действиям.
3 неделя Пройдем по лужам? Познакомить
со
свойствами
резины
–
непромокаемостью; учить выделять и обобщать
свойства
исследуемого
объекта;
развивать
познавательный интерес, умение самостоятельно
1
1
1
7
осуществлять практические действия.
4 неделя
Листопад
Формировать представление о взаимосвязи живой и
неживой природы (ветер помогает деревьям
сбрасывать листья), умение обобщать полученные
знания,
формулируя
выводы;
развивать
познавательный интерес.
1
Итого за месяц
4
ОКТЯБРЬ
1 неделя Листочки
солнышку
1
к Формировать представление о том, что растения для
роста
необходим
свет;
закреплять
умение
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования.
2 неделя Что может нос?
Развивать интерес к опытно-экспериментальной
деятельности;
умения
выделять
особенности
исследуемого объекта, обобщать полученные знания,
самостоятельно формулировать выводы.
3 неделя Испарение
Расширять представления о свойствах воды
(испарение); совершенствовать умение делать выводы
в процессе обследовательских действий; развивать
познавательный интерес.
4 неделя Почему
осенью Формировать представление о свойстве почвы
впитывать воду; продолжать обучать способам
бывает грязно?
исследования; развивать мыслительные процессы
(анализ, обобщение, сравнение).
Итого за месяц
НОЯБРЬ
1 неделя Магнитная задачка Познакомить с магнитом, его свойствами притягивать
металлические предметы;
учить обобщенным
способом
исследования
различных
объектов;
развивать интерес к исследованиям.
2 неделя Для чего растениям Формировать представление о развитии растений;
привлекать
к
совместным
со
взрослыми
плоды?
практическим
познавательным
действиям
экспериментального характера; закреплять умение
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования
3 неделя Спокойной
ночи, Формировать начальные представления о вращении
Земли; закреплять умение исследовать явления
солнышко!
окружающей
действительности
с
помощью
практических познавательных действий; развивать
интерес к объектам исследования.
4 неделя Почему животным Познакомить с особенностями приспособления
животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение
тепло зимой?
исследовать явления окружающей действительности с
помощью практических познавательных действий.
5 неделя Картон
Познакомить
со
свойствами
картона;
совершенствовать
умение
самостоятельно
осуществлять практические действия; развивать
познавательный интерес.
Итого за месяц
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5
8
ДЕКАБРЬ
1 неделя Что
язычок?
«умеет» Продолжать знакомить детей с организмом человека
(функцией языка); закреплять умение выделять
особенности исследуемого объекта, обобщать
полученные знания; развивать интерес к опытноэкспериментальной деятельности.
2 неделя Деревянный мир
Продолжать знакомить детей со свойствами
древесины, учить выделять и обобщать свойства
исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять
практические действия; развивать познавательный
интерес.
3 неделя Как
корень Формировать у детей понятие о значении корня для
роста и развития растений; закреплять умения
«служит?»
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования.
4 неделя Камни
Продолжать учить детей выявлять свойства веществ и
материалов
(камней);
закреплять
умения
устанавливать
взаимосвязь
между
объектами
исследования; развивать интерес к практическим
действиям.
Итого за месяц
ЯНВАРЬ
2 неделя Мерзнет ли песок?
Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка (при его замерзании); учить обобщать
полученные знания, самостоятельно формулируя
выводы; развивать любознательность.
3 неделя Стеклянный мир
Познакомить со свойствами стекла, продолжать учить
детей обобщенным способам обследования объектов;
развивать интерес к исследовательской деятельности.
4 неделя Чем
полезен Формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и
холодный снег для неживой природы (польза снега для растений);
закреплять умение устанавливать взаимосвязь между
растений?
объектами исследования.
Итого за месяц
ФЕВРАЛЬ
1
Сравнение свойств Продолжать учить детей выявлять свойства и
неделя песка, глины, почвы качества материалов в сравнении, обобщать
полученные знания, самостоятельно формулируя
выводы; развивать интерес к объектам исследования.
2
Какие
разные Продолжать учить детей выявлять свойства и
неделя игрушки!
качества материалов в сравнении, закреплять умение
самостоятельно осуществлять практические действия;
развивать познавательный интерес.
3
Расти,
семечко, Формировать у детей понятие о необходимости влаги
неделя расти!
на начальном этапе роста и развития растения;
закреплять умение исследовать явления окружающей
действительности
с
помощью
практических
познавательных действий.
4
Ушки -«подслушки» Продолжать знакомить детей с организмом человека
неделя
(функцией органа слуха); закреплять умение
выделять
особенности
объекта
исследования,
1
1
1
1
4
1
1
1
3
1
1
1
1
9
обобщать
полученные
познавательный интерес.
знания;
развивать
Итого за месяц
4
МАРТ
1 неделя
1
Формировать у детей понятие о зависимости смены
сезонов от Солнца; учить обобщать полученные
знания,
самостоятельно
формулируя
выводы,
развивать познавательный интерес.
2 неделя Где
прячется Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха
заполнять всё окружающее пространство; обучать
воздух?
способам исследования, развивать мыслительные
процессы: анализ, обобщение, синтез.
3 неделя Сравнение свойств Закреплять знания детей о свойствах резины и
резины
и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать
свойства исследуемых объектов, продолжать учить
древесины
самостоятельно осуществлять практические действия,
развивать познавательный интерес.
4 неделя Сажаем лук
Продолжать формировать у детей понятие о том, что
растениям для роста необходимы свет и вода;
закреплять знания о росте и развитии растений, учить
устанавливать
взаимосвязи
между
объектами
исследования.
Итого за месяц
АПРЕЛЬ
1 неделя Чистая вода
Продолжать знакомить детей со свойствами воды,
способами
ее
очистки;
закреплять
умение
самостоятельно
осуществлять
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера.
2 неделя Магнитная сила
Продолжать знакомить детей с магнитом, его
свойством притягивать металлические предметы на
расстоянии; учить детей обобщенным способом
исследования объектов, развивать интерес к
исследованиям.
3 неделя Что
природа Продолжать знакомить детей с объектами природы и
создала? Что создал предметами, созданными человеком, учить отличать
эти объекты друг от друга; развивать интерес к
человек?
познавательно - исследовательской деятельности.
4 неделя Птичьи дома
Формировать у детей понятие об особенностях жизни
птиц весной (постройка гнезд); включать детей в
совместные
со
взрослым
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера, развивать любознательность.
Итого за месяц
МАЙ
1 неделя Из чего «сделаны» Закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы,
камня; продолжать учить выявлять свойства веществ
облака?
с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
(на прогулке)
2 неделя Ищем клад (на Продолжать знакомить детей со свойствами песка;
закреплять умение исследовать явления окружающей
прогулке)
Почему тает снег?
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
10
3 неделя
4 неделя
Видимые
невидимые
отпечатки
Сильный металл
5 неделя
В цветнике
действительности
с
помощью
практических
познавательных действий, развивать интерес к
объектам исследования.
Продолжать учить самостоятельно осуществлять
практические действия, развивать познавательный
интерес.
Формировать у детей знания о свойствах магнита;
включать детей в совместные со взрослым
практические
познавательные
действия
экспериментального характера.
Продолжать знакомить детей обобщенным способам
исследования различных объектов; развивать интерес
к исследовательской деятельности.
Итого за месяц
Итого за учебный год
1
1
1
5
37
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Достижения ребенка пяти лет:
- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты.
- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы эталонов.
- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического
исследования.
- Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и
предлагаемым алгоритмом деятельности.
- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности модели,
предложенные взрослым.
2. Организационно – педагогические условия
2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение
- магнитофон;
- компакт диски, флешка;
- магнитная доска;
- столы;
- стулья;
- картотека опытов и экспериментов;
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,
компас, магниты:
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
разного объема и формы;
- природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и
листья деревьев, мох, семена и т.д.;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.;
11
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
- прочные материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.;
- рабочие тетради;
- схемы;
- игровое практическое пособие для детей «Экраны начинающего исследователя»:
«Моном-экран», «Бином-экран», «Полином-экран».
- «Глоссарий начинающего исследователя».
- кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования по профилю
- методические материалы
Структура занятий:
- Общая организационная часть;
- Знакомство с новым материалом;
- Практическое выполнение.
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на дошкольников с 4 до 5 лет. Количество обучающихся в
группе 19 человек.
Режим занятий: Общее количество часов для реализации программы – 37 часов.
Занятия организуются 1 раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного
учреждения во вторую половину дня и проходят в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13
(ред. от 27.08.2015)
и «Основной образовательной программой МАДОУ №38»,
продолжительностью 1 академический час – в средней группе – 20 минут.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1.Словесный метод (устное изложение, беседа) даёт возможность передать детям
информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его
решения.
2. Наглядный метод (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение) - один из
основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с
формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и
явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
3. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода
за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность
игровых и практических действий.
4. Метод проблемного обучения. Проигрывание в совместной деятельности с детьми
проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают
их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно – иллюстративный. Дети воспринимают и усваивают готовую
12
информацию.
2. Репродуктивная деятельность. Дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
1. Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми.
2. Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальной и
фронтальной
форм работы.
3. Групповой – организация работы с малыми группами (от двух до четырех человек).
4. В парах – организация работы по парам.
5. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
решение
поставленных проблем.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Наблюдение.
2. Экспериментальная деятельность.
3. Практический контроль.
Педагогический мониторинг
Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытно-экспериментальной
деятельности осуществляется два раза в год (сентябрь, май).
При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так,
если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности
целесообразно перенести на более поздний срок.
Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и
индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить
слабые стороны (проблемы) освоения образовательной программы, наметить задачи работы
и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в
таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализа выполненных
заданий.
Количество детей
овладевших
№
содержанием деятельности
п/п
Показатели
Начало года Конец года
1. Умеет проводить эксперименты с неживой природой
2. Умеет проводить эксперименты с живой природой
3. Умеет проводить эксперименты с электричество
4. Умеет проводить эксперименты со светом
5. Умеет проводить эксперименты с магнитом
Количество детей в группе
Оценка результатов
Уровни
3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданием,
правильно отвечает на вопросы.
2 балл – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого
Начало года
Конец года
13
или второй попытки.
1 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Количество детей в группе
14
Формы проведения итогов реализации программы:
1. Заполнение диагностической карты
2. Выполнение экспериментов.
3. Отчёт воспитателя — руководителя кружка на педсовете.
4. Систематизация работы воспитателя — руководителя кружка и обобщение опыта.
3. Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
2. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к
рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
3. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
4. Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА,
М., 2003г.
5. Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников.
ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
6. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
7. Дыбина О.В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА,
М., 2003г.
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2001г.
9. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.
Самара, 1997г.
10. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.
11. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г.
12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
13. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»,
Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
14. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М.,
2004г.
15. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро
растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
16. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
17. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший
дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России,
2005г.
18. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»,
методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.
19. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО
Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
20. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов
дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и
колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).
21. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО
Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
22. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз –
Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
15
Список детей средней группы №18
1 подгруппа
2 подгруппа
1 Анохин Матвей
1 Боликов Иван
2 Берсенева Диана
2 Крохмаль София
3 Бурдова Мелания
3 Мезенцева Варвара
4 Галиахметова Ева
4 Пестов Данил
5 Гордеева Вика
5 Сидорова Алиса
6 Дружинин Артем
6 Смирнова Вика
7 Кунгурова Оливия
7 Худорожков Макарий
8 Ловыгина София
8 Шульженко Дима
9 Сергеев Сергей
10 Ульянов Елисей
11 Шумарова Агния
16