К ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ФОП Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.01.2023 №03-68

К ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ФОП

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.01.2023 №03-68 отвечает на многочисленные вопросы по введению ФОП НОО, ООО и СОО.

Razyasnenia_po_vvedeniyu_FOP.pdf (скачать) (посмотреть)

ФОП ДО с 01.09.2023 г

24.05.2023

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

     Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

·        обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

·        создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

·        создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

    Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

     В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.

Памятка о внедрении ФОП ДО

Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования

Какая цель у внедрения ФОП

·         Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

·         создать единое ядро содержания дошкольного образования;Хочу такой сайтХочу такой сайт

·         создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживанияХочу такой сайт

Что входит в ФОП

Учебно-методическая документация:

·         федеральная рабочая программа воспитания;

·         федеральный календарный план воспитательной работы;

·         примерный режим и распорядок дня групп.

Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Как будут применять ФОП

ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП

Когда детские сады перейдут на ФОП

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 годаХочу такой сайт


Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)

Вопрос на родительских собраниях .Переход на ФОП: актуальность и перспективы»

19.06.2023

Заместители заведующего Бондарь К.В., Гайдамака С.А. познакомили родителей с новой ФОП. ( собрания июня -средние .гр старшие, подготовительные к школе)
              Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) — это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
— создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
— обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
— создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
— воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
 
Федеральная образовательная программа дошкольного образования призвана реализовать один из пунктов ФГОС
 — создать единое образовательное пространство в России.
 
Работать по ФОП наш коллектив начнет с 1 сентября 2023 года. В настоящее время идет изучение программы педагогическим коллективом, ее обсуждение. По своей сути ФОП ДО заменяет собой ООП ДО. Эти документы на первый взгляд похожи, однако между ними есть отличия.  Прежде всего федеральная программа более детализирована.
 
Но остается неизменным соотношение обязательной (не менее 60%) и вариативной части программы (не более 40%). Что по вашему мнению, входит в вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательных отношений).
 
Главная особенность документа — он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
 
Еще одна отличительная  особенность программы — воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Также в документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.
 
Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался. ⚡
 
Программа содержит в себе учебно-методические документы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного ‎и организационного.
 
В Целевом разделе представлены  цели,   задачи и принципы. Раскрыты планируемые результаты по. Описана педагогическая диагностика.
 
 Содержательный раздел. Включает в себя 3 части: Федеральную рабочую программу образования; Федеральную рабочую программу воспитания; программу коррекционно-развивающей работы.
 
Организационный раздел ФОП ДО описывает условия реализации программы: психолого-педагогические и кадровые условия, обустройство РППС, материально-техническое обеспечение. Также появился Федеральный календарный план воспитательной работы.
 
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Федеральной программы достигается через следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержание ДО и планируемых результатов освоение образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опята действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.

  1. Планируемые результаты реализации Федеральной программы.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.
Родителям был предложен перечень мультфильмов, определенных ФОП для домашнего просмотра и обсуждения, а также обсуждены с ними праздники календарного воспитательного плана, музыкальный материал и художественная литература, определенная ФОП.

ПРИМЕРЫ : СМОТРИМ МУЛЬТФИЛЬМЫ ВМЕСТЕ...

#ФОП_видеотека


Полнометражные фильмы для детей 7-8 лет (п. 33.4.3 ФОП ДО)

Ссылка на плейлист с фильмами на YuoTube https://vk.cc/cnQAMb


✔

Полнометражный анимационный фильм «Снежная королева» («Союзмультфильм», 1957, хронометраж 1:00:34)

✍

О чем фильм?

История юной Герды, которая отправилась на поиски мальчика Кая. Его похитила Снежная королева и увезла в свое ледяное царство. Трудное и опасное путешествие ждет девочку. Герда доказывает, что любовь и преданность чувств способны свершить чудеса.

✍

Какие темы можно обсудить с детьми?

- какие главные черты характера главных героев привлекли юных зрителей?

- почему Герде удалось спасти Кая и справиться с испытаниями на пути в ледяное царство (о поступках, личностных качествах главной героини и т.д.)?


✔

Полнометражный анимационный фильм «Аленький цветочек», («Союзмультфильм», 1952, хронометраж 39:46)

✍

О чем фильм?

Фильм о том, как добрая, скромная и любящая дочь отправляется к Чудовищу ради спасения отца. Аленький цветочек, который отец привез своей младшей дочери достался ему непросто, он должен был вернуться в дом страшного чудища. Настенька, опередив отца возвращается в дом Чудовища, чтобы вернуть аленький цветочек и попросить прощения.

✍

Какие темы можно обсудить с детьми?

- что заставило Настеньку вернуться в дом Чудовища?

- какие качества главных героев отличают их друг от друга?


✔

 Полнометражный анимационный фильм «Сказка о царе Салтане», («Союзмультфильм», 1984, хронометраж 53:17)

✍

О чем фильм?

Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

✍

Какие темы можно обсудить с детьми?

- о подлости, смелости и последствиях их проявления?

- какие «сказочные» моменты напоминают нам, что это сказка (о перевоплощениях, чудесах, которых мы не сможем встретить в реальном мире)?


❗

 РЕКОМЕНДОВАНО для совместного семейного просмотра и обсуждения. Фильм включен в перечень анимационных произведений новой федеральной образовательной программы дошкольного образования (п. 34.4.3 ФОП ДО)


Приложение-ФОП.-Примерный-перечень-анимационных-произведений.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх

Учебный план

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».