программа Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в МАДОУ №38
12.08.2021
Большинство детей с ограниченными
возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть
включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности
нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной
дезадаптации.
К таким нарушениям можно отнести умственную
отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные,
поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д.
Дети указанных категорий нуждаются в особом
индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного
развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию
детско-родительского взаимодействия.
Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с
основными нормативно-правовыми актами:
-Законом РФ «Об
образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
-Приказа Министерства просвещения РФ от 27.10.2020 года №32 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологичских правил и норм СанПиН 2.3.\2.4 3590-20
-Приказа Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 года №373 «Об
утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной деятельности по
основным программам дошкольного образования»
-Устава МАДОУ №38
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов
образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий
воспитания и обучения.
Это дети с
интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра,
задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим
недоразвитием речи.
Дети с
интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди
детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные
нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной
системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка —
мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная,
эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление,
деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке
сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических
новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Дети с ЗПР
представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка
психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей
страдают разные компоненты их психической, психологической и физической
деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для
большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения
познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.
Многочисленные
исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а
также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и
неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное
отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в
дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной
децентрации.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности
коммуникативной сферы. Речевая активность детей снижена; речь имеет
неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной
речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети
испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.
Расстройства
аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип
нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств
коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы
эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их
потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность
собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и
прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за
которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной,
речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются в создании специальных
условий воспитания и обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт, дозированное
введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного
взаимодействия и коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется
особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и
умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции.
При разработке
программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка: культурно-исторический
подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) деятельностный подход (Л.А.Венгер,
В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.), личностный
подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и
др.)
Принципы построения программы:
единства диагностики,
коррекции и развития;
индивидуальный и
дифференцированный подход;
принципы
личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка,
предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной
деятельности);
принцип доступности
(опора на уровень развития ребенка);
принцип наглядности -
демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в
выполнении заданий;
принцип
систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности,
планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей
работы;
принцип научности
лежит в основе применения технологий, способствующих развитию
эмоциональной-волевой, коммуникативной, личностно-социальной сферы детей с
нарушениями психологического здоровья;
максимальное
использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов
самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра,
образовательная деятельность и т.д.).
Данная программа
разработана на основе основной общеобразовательной программы Т.Н.Дороновой «Миры детства» и адаптирована с
учетом потребностей и особенностей развития детей с ОВЗ.
Программа составлена с
учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности
нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ