программа Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в МАДОУ №38

12.08.2021

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации.

К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д.

Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия.

Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

-Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

-Приказа Министерства  просвещения РФ от 27.10.2020 года №32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологичских правил и норм СанПиН  2.3.\2.4 3590-20

-Приказа Министерства  просвещения РФ от 31.07.2020 года №373 «Об утверждении  Порядка  организации и  осуществления  образовательной  деятельности по основным программам дошкольного образования»

-Устава МАДОУ №38

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная,  эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.

Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы.  Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.Хочу такой сайт

Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются в создании специальных условий воспитания и обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт, дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и умений, не допускающем их механического  использования для аутостимуляции.

При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка: культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.), личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)

Принципы построения программы:

единства диагностики, коррекции и развития;

индивидуальный и дифференцированный подход;

принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);

принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);

принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;

принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;

принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной, личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;

максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы Т.Н.Дороновой «Миры детства» и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития детей с ОВЗ.

Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ

программа (проект)сопровождение детей с овз(2021 год).doc (скачать)
Наверх

Учебный план

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».