группа 12 ОВЗ
29.08.2023
воспитатели: Прокина Наталья Владимировна, высшая к/к
Шутова Людмила Валерьевна, 1 к/к
узкие специалисты:
педагог-психолог Галиахметова Наталья Константиновна
учитель-логопед(дефектолог) Олфиренко Полина Ивановна
руководитель физо Угренинова Татьяна Владимировна
музыкальный руководитель Неустроева Марина Жоржевна
дефектолог Олфиренко Полина Ивановна
педагог доп образования : Метелев Владимир Евгеньевич ( в рамках проекта "Знакомство с интересными людьми", "Лего для всех")
Развивающая предметно – пространственная среда группы:
Центр математики и манипуляторных игр
Центр зарождающейся грамотности
Центр художественной литературы
Центр музыкального творчества и театрализации
Центр изобразительного творчества
Центр конструирования
Центр игры и общения
Центр безопасности жизнедеятельности
Центр исследования и открытий
Центр здоровья и движений
Центр воды и песка
Центр самообслуживания и общественно-полезного труда
Веселые упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей
24.06.2023
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий,
каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое
мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные
операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша
интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же
полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем
деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого
полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились
мечтать и фантазировать.
Обучая левое
полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы
обучаете весь мозг! И. Соньер.
Функциональная специализация мозга является
врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие (левши), люди, с
доминированием левого полушария (правши) и равнополушарные люди.
Несмотря на существование 3 групп людей, наши школьные
методики развивают в основном левое полушарие, игнорируя половину возможностей
ребенка. Кроме этого, левши чаще других могут испытывать стрессы, чувство
усталости из-за несвойственной им нагрузки на мозг.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Не только
можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в школе, они обладают большими
умственными возможностями. Развитие правого полушария и межполушарных связей
происходит в процессе очень интересных упражнений.
Попробуйте сами выполнить упражнения, предложенные
ниже. Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает
согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически. Некоторые
упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения, Вы
заметите, что это не так просто, как кажется.
Простые и забавные упражнения для развития правого
полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования
работы мозга:
«Скорая
помощь».
Снимает
эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.
Верхняя буква строчки проговаривается вслух,
одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя
строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука
поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько
дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может
быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на
стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов
табличек и периодически их менять.
АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП
ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук,
соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном
порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу
двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что
легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда
выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.
«Ладонь,
кулак, ребро».
Три положения руки на плоскости стола. По команде
«ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на
ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол.
Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после –
двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за
столом.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в
сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется.
Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для
удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая
рука в кулак.
«Зеркальное
рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по
карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в
воздухе. Рисовать фигуры вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на
локоток.
Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на
музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба
полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка.
Еще полезно совершать
привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить
жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если
вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически
перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую.
Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят
себя долго ждать.
И напоследок еще одно забавное упражнение
Напишите названия цветовой гаммы карандашами разного
цвета ( например, синим цветом пишем слово "красный", оранжевым
цветом слово "зеленый" и т.д.). Глядя на картинку, надо произнести
вслух как можно быстрее ЦВЕТА, которыми написаны слова. Обратите внимание, не слово,
а его цвет! Это можно делать и хорошо читающим детям. Тем, кто учится читать,
еще рановато.
Желтый синий голубой
Красный зелёный черный
Серый оранжевый белый
Красный желтый синий
И
еще веселые упражнения для мозга…
- «Носик-ушко» (руки перекрещены между
собой: одна рука держит нос, другая ухо; потом руки меняются)
- Гладим животик круговыми движениями
одной рукой, другой рукой хлопаем по голове.
- Трем ладони друг о друга быстро и горячо.
- Одна рука показывает «дулю», другая –
показывает «во!». Можно делать через хлопок.
- Пальцы в кулаке, на одной руке
оттопырены мизинец и безымянный, а на другой – указательный и средний. Меняем.
- Большой палец соединяется с остальными
по очереди – одновременно обе руки (от указательного к мизинцу и в обратном
порядке). Потом одна рука начинает с указательного, другая с мизинца.
- Указательный правый соединен с большим
левым, а большой правый с указательным левым. Перебираем пальцами – «плетем
косички».
- Одна рука показывает «во!», другая
отдает честь.
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
12.05.2022
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные
способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл
пословиц, поговорок, шуток)
- обработка большого количества информации
одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За
что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Неспособность правого и левого полушарий к
интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции
обучения и управления своими эмоциями.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий
мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Почему
у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин
может быть много, вот несколько из них:
- малоподвижный образ жизни;
- болезни матери, стресс (примерно с 12
недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз и т.д.
Признаки
несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Есть один метод, который позволяет
скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую
деятельность.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений,
позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются
интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается
мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга,
снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная
система, улучшается память, внимание, мышление.
Упражнения для развития межполушарного
взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день,
хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для
мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью
межполушарных связей всё в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых
упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует
только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и
устного контроля.
Комплекс
№1
Упражнение
№1. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную
раковину. В конце упражненияразотрите уши руками.
Упражнение
№2. Восьмерки и узоры
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе
знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача
усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки
можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение
№ 3. Перекрестные шаги
Ребенок подтягивает правое колено к левому
локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и
касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
Упражнение
№ 4. Растяжение
Ребенок опирается на спинку стула и делает
выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается
прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить
упражнение.
Упражнение
№5 Сам себе качели
Сядьте на пол, предварительно не забыв
расстелить специальный коврик, и согните колени.
1. Обхватите колени руками, откиньтесь
назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда
движений невелика, она регулируется появлением напряжения.
2. Вернитесь в исходное положение.
Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно
поддерживать тело в наклонном положение.
3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях,
плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение
движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые
вращения ногами.
Копмлекс
№2
Упражнение
«Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна
рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях.
Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение
«Кольцо»
По очереди и как можно более быстро
перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем
(последовательно: указательный, средний, и т.д.) Упражнение повторять в прямом
порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до
указательного).
Упражнение
«Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а
правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в
ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение
«Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки,
которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы
выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты
вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
Комплекс
№3
Упражнение
№1 «Глазки»
Профилактика нарушения зрения и активация
работы мышц.
Быстро поморгать в течении 1-2 минут
Упражнение
№2 «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления
(левого полушария).
Открыть рот, нижней челюстью делать
плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
Упражнение
№3 «Ушки»
Большим и указательным пальцами пощипывать
мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.
Упражнение
№4 «Дожик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками
пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя
дождик.
Упражнение
№4 «Запястье»
Развитие творческого мышления.
Обхватить левой рукой запястье правой руки
и массировать. То же выполнять правой рукой.
Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5-7 лет
10.06.2021
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом. И.Кант
Развитие головного мозга ребенка начинается
внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного
мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое
полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое,
аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации,
постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из
деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных
волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между
полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот
миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и
передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную
деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то
ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба
полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация,
адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и
аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не
может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга
человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее
большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое
внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных
связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных
процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть
направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и
развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное
развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное
взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями
пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое
тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают
мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают
процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном
пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного
взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских
садов для подготовки успешному обучению в школе и развитию ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало
детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к
сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет
даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех
положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со
взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой
рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый
предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми
вслух или про себя.
Благодаря двигательных упражнений для пальцев
происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного
воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.
Режимные моменты
30.08.2023
Детский сад работает по графику
пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для
всех возрастных групп.
В детском саду разработаны вариативные режимы дня, учитывающие возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающие взаимосвязь планируемой непосредственно-образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Режим дня в ДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).
Режимные моменты |
Время |
Ежедневный утренний
прием детей, опрос родителей, игры, совместная и самостоятельная
деятельность. |
07.00-08.02 |
Утренняя гимнастика. |
08.02-08.10 |
Подготовка к
завтраку, завтрак. Закрепление навыков культуры еды (Завтрак) |
08.10-08.40 |
Игры,
самостоятельная деятельность. |
08.40-09.00 |
Организованная
образовательная деятельность. |
09.00-09.20 09.30-10.00 |
II завтрак
(сок) |
09.55-10.05 |
Подготовка к
прогулке. Прогулка. |
10.40-12.10 |
Возвращение с прогулки. Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры) спокойные игры, чтение художественной и познавательной литературы. |
12.10-12.20 |
Подготовка
к обеду, обед. |
12.20-12.50 |
Подготовка к
дневному сну, сон. |
12.50-15.00 |
Постепенный подъем. |
15.00-15.15 |
Подготовка к
полднику, полдник. |
15.15-15.30 |
Игры,
самостоятельная деятельность, чтение художественной и познавательной
литературы, «Коррекционный час». |
15.30-16.20 |
ООД: ОО «Физическое
развитие»- понедельник, среда, ОО
«Художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность – вторник. |
16.00-16.20 15.35-15.55 |
Подготовка к ужину,
ужин. |
16.20-16.55 |
Подготовка к вечерней прогулке, прогулка: игры, общественно полезный труд. Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке к вечерней прогулке. Прогулка: наблюдения, подвижные игры. Самостоятельная двигательная деятельность. Уход детей домой. |
16.55-19.00 |